?

Log in

No account? Create an account

masterok


Мастерок.жж.рф

Хочу все знать


Previous Entry Share Next Entry
Как жилось старым девам на Руси
masterok

Как жилось старым девам на Руси

Молодая по нынешним меркам девушка в возрасте за 20, которая только мечтает о свадьбе, на Руси считалась никому не нужной. Не выйдя замуж вовремя, женщина получала клеймо «старая дева», а вместе с ним социальную изоляцию. После смерти родителей она поступала в дом старшего брата и становилась приживалкой, бесплатной прислугой.

В таких условиях и приходилось доживать свой век.

 

Откуда пошло некрасивое прозвище «непетое волосьё»

 

Как жилось старым девам на Руси
Художник К. Маковский. Сваха./Фото: art-catalog.ru

На Руси девочек выдавали замуж как можно раньше. Двенадцати-пятнадцатилетние невесты были обычным делом. Сегодня это – школьницы средних классов, а раньше они были невестами, способными стать хорошей женой и матерью. Бытовало мнение, что совсем юная девушка будет слушаться во всём своего мужа, честно трудиться, ухаживать за детьми. Иными словами – чем моложе, тем покладистей.

В возрасте 18-20 лет у родителей еще был шанс выдать засидевшуюся в девках дочь замуж, но если в течение нескольких лет этого не происходило, страшное клеймо «старая дева» приклеивалось к женщине навсегда. Известно, что на Руси таких женщин называли вековухами, и возникло прозвище от словосочетания «вековать век». Но есть ещё одно странное прозвище для старых дев – «непетое волосьё» .

По русской традиции молодой невесте перед самой свадьбой надевали платок, который принадлежал замужней бабе. Одновременно с этим подружки невесты пели жалобные песни об окончании девичьего века, о семейных горестях, которые теперь ждут девушку. Для старых дев такие песни не исполнялись никогда, и платком в такой ситуации их волосы не покрывали. Вот откуда пошло прозвище.

Старой деве нельзя было надевать платок и любой головной убор, который носили замужние бабы. Они ходили с непокрытой головой. Чем старше становилась старая дева, тем больше было у неё седых волос, поэтому еще одно уничижительное прозвище «седая макушка» гуляло по Руси.

 

Ни к девкам, ни к бабам – куда старой деве податься?

 

Как жилось старым девам на Руси
Художник К. Маковский. Боярская свадьба./Фото: dreams.xtarot.com

Как же всё-таки относилось общество к старым девам? Всё было очень грустно. Юные девушки сторонились вековух, веря в примету, что от них можно заразиться одиночеством и не выйти замуж никогда. Но ведь и возраст старых дев или перестарок тоже был не особо подходящим для молодежных вечеринок. О чём ей было разговаривать с молодыми, какой смысл участвовать в весёлых игрищах?

Оставались замужние бабы. Но и они не горели желанием общаться с вековухами. Ведь те замужем не были, детей у них нет, понять семейные отношения они не в состоянии. Зачем замужней женщине такая подруга? Вот и становились «седые макушки» своеобразными изгоями общества. Не реализовавшись как женщина – не выйдя замуж и не родив ребенка, старые девы были не просто «пустоцветом», как называли замужнюю, но без детей, а вообще непонятно кем. О них говорили «ни бе, ни ме», «ни то, ни сё».

Называясь «непетым волосьём», носить головные уборы, предназначенные для замужних, вековуха не имела права. Ей нужно было одеваться в соответствии со своим незавидным положением. И если веселые молодые девчонки могли позволить себе яркие цвета и фасоны, то старая дева надевала на себя вещи темного, неброского цвета, полностью скрывающие фигуру.

Об украшениях таким женщинам даже думать было нельзя. Вековуха? Не смогла выйти замуж, как все нормальные девушки – тогда и нечего украшать себя, не пристало это старой, никому не нужной деве. Красивые серьги и бусы, ленточки для волос, браслеты – все эти милые аксессуары оставались юным незамужним девушкам, которые находились в процессе поиска жениха. Так и ходили старые девы, в тёмной одежде, с волосами, заплетенными в косу и без украшений, стараясь не привлечь к себе внимание.

 

Почти ведьма или любовница черта

 

Как жилось старым девам на Руси

Юные девушки торопились выйти замуж, чтобы не остаться старой девой. Художник К. Маковский. К венцу./Фото: smallbay.ru

Мало того, что общество и так не особо любило старых дев, так ещё и различные приметы и обряды делали тяжелее их жизнь, и без того не сладкую. Боясь дурного влияния вековух, перестаркам не разрешали заниматься элементарными вещами, например, выпекать хлеб, жарить и парить для свадебного обеда, принимать участие в гуляниях, плясать и петь. Им запрещалось появляться в поле первый день жатвы, чтобы не навести порчу на будущий урожай. Вековухе нельзя было присутствовать при родах. Не допускались они и к рожающим животным – нельзя было принимать телят или овец.

Своеобразный социальный террор приводил к тому, что старые девы становились озлобленными, ненавидящими всё и всех людьми. А отсюда шла обратная реакция – их старались обвинить во всех неприятных событиях, называли ведьмами. Говорили, что вековуха может уметь колдовать, наводить порчу. И даже приписывали ей половые связи с нечистой силой, которыми она будто бы компенсировала недостаток мужской ласки. От старой девы старались защититься. Постель могли осыпать маковыми зернами или окропить святой водой, избу, где она жила, окурить ладаном.

Особенно унизительным был обычай надевать на несчастную женщину специальный амулет, защищающую от колдовских сил. Это был пояс, сшитый из поповской ризы.

 

Хочешь уважения – стань большухой

 

Как жилось старым девам на Руси

Куда же было деваться старой деве? Построить свой дом и жить в нём было нереально – и сил не хватило бы сделать это в одиночку, да и пошли бы бесконечные сплетни про то, кого одинокая дева в этом доме принимает. Чаще всего вековуха оставалась с родителями, которые кормили, поили и терпели дочь. Но они не вечные, и после их ухода старая дева поступала в распоряжение к старшему брату, становилась приживалкой и использовалась как бесплатная рабочая сила. Стирка, ухаживание за племянниками, работа в хлеву, в поле и так далее. О развлечениях и веселье приходилось забыть навсегда.

Были, конечно, девы, которым удавалось исправить создавшееся положение. Но для этого нужно было иметь железный характер, смекалку, отменное здоровье и недюжинные хозяйственные способности. Если так происходило, то вековуха могла добиться уважения в семье. Она брала бразды правления хозяйством в свои руки, ухаживала за старыми родителями, и таким образом повышала свой социальный статус. Этих женщин звали «большухами», над ними не издевались, они не терпели унижения, их не попрекали куском хлеба. Однако это редкие случаи. Чаще всего старая дева была забитым и молчаливым существом, поскольку не выходили замуж в основном девушки некрасивые и с плохим здоровьем. Таким пробиться в «большухи» было практически невозможно.

[источники]
https://www.fresher.ru/2018/11/03/kak-zhilos-starym-devam-na-rusi/

Это копия статьи, находящейся по адресу http://masterokblog.ru/?p=16557.
Subscribe to  masterok

promo masterok january 2, 12:00 46
Buy for 300 tokens
Вот так выглядит ушедший от нас 2017 год. А вот кстати, начало 2018 года показывает еще больший трафик, чем декабрь 2017: И вот один из дней - рекордсменов за всю историю журнала тоже уже в 2018 году: Красная цифра - это общее количество уникальных посетителей попавших в блог. В…

  • 1
Кошмар какой. До чего же странными были наши недавние предки.
Как-то читал что в Индии, в некоторых районах, если девушка долго не могла выйти замуж, то она выходила на площадь и раздевалась догола. Считалось кто её уведёт, тот и муж (автоматически).

В Индии браки со времен Махабхараты устраивают родители, притом в пределах своей касты и после консультации с астрологом. У меня почти все коллеги так и женились: родители в лучшем случае дают 2-3 анкеты на выбор, а чаще просто говорят, чтоб приезжал через пару месяцев на свадьбу, невеста хорошая, всей семье понравилась. И все. А весь этот блуд безнравственных белых людей им духовно не близок. Так что не выйти замуж при таком раскладе крайне тяжело.

Edited at 2018-11-03 08:51 pm (UTC)

В начале на картине, изображена старообрядка поморского или феодосеевского сугласу, точно за мужем, так как в кичке. У нас кто в девках, те ходят простоволосыми. Вдовицы в чорных платах на кромку.

Выдавать девок после 13 лет имеет совсем другой смысл ))).

Что за женоненавистник это писал?..
В каждой фразе наслаждение от унижения. Читать мерзко.

Вам просто не нравится правда. И вы примериваете это всё на себя.

В детстве я видел так называемых домработниц- тёток 30- 50 лет, живущих у родственников и выполняющих работу по дому. В городе я ходил в гости к другу, а его семья- профессор какой то с женой, зятем, дочерью и внуком, с которым дружил. У них быда домработница, дальняя родственница, не двюродная сетра хозяев точно. Летом возили меня в деревню, там соседи моего дяди тоже имели "помощницу"- молодую женщину около 30 лет, полную сироту. В обоих случаях тётки как бы считались членами семьи, но баръер между ними и семьями существовал. Это при Брежневе было.

Первая мысль - конечно жестоко. Естественный отбор и все такое. Но если подумать, то у не очень красивой на лицо малолетки все таки был шанс стать милой кому либо. Для этого ей надо было сделать себе фигурку такую, чтоб глаз было не оторвать...

Из чего фигуру-то сделать? Вы о чём? Да и одежда такая была, что фиг там что видно.

"не выходили замуж в основном девушки некрасивые и с плохим здоровьем"

Как ни цинично звучит, но соответственно и генофонд не ухудшался, так как рожали лишь красивые и здоровые.

бред. взамуж не выходили в основном по причине отсутствия приданого или из выгоды для семьи в целом. с плохим здоровьем обычно до замужества крестьянки и вовсе не доживали. Или погибали с первой же беременностью.

"с лица воды не пить" - эта пословица к девкам относилась тоже.

Русские крестьяне жили общинами; земля принадлежала общине, и земельный надел нарезался в расчете на семейную пару - мужа с женой. То есть холостые (ни мужчины ни женщины) не имели права на землю.

Поэтому вопрос брака для крестьян был не вопросом - ща мы тут конкурс красоты устроим - у кого сиське больше. А вопросом распределения земельных наделов из общинных закромов.

Особенно, когда приближалось время пересмотра наделов - "черное время, черный передел".

Соответственно. Женить сыновей как можно раньше было очень выгодно - семье из-за этого полагался дополнительный кусок земли. Но богатые крестьяне - то есть те, у кого земли и влияния было в общине много - запросто перед черным переделом могли своих девок взамуж не пускать.

По очевидным причинам.



Ну и что на Руси, удивительно разве. А где-то бракованных, уродов и инвалидов с горы сбрасывали, где-то сжирали в норме традиций.

Что, может тут поделитесь откуда они берутся бракованные и уроды? В том числе о животных патологиях поясните?..

Говорить только часть правды- это иногда хуже, чем врать.


"Старая дева поступала в распоряжение старшего брата после смерти родителей' - во первых, не брата, а в распоряжение старшей пары в семье родителей. Не всегда, правда, а только при определенных условиях, но детали опустим.

Главное в том, что йуная деушка, вышедшая замуж, точно также поступала в распоряжение старшей пары в семье мужа. Как и ее муж. И на самом деле самым бесправным существом в семейной корпорации испокон веков была не старая дева вовсе - якобы приживалка и обслуга (презрительно этак через губу шипим) - а как раз самая молодая сноха.

Но ее положение было чуть лучше, чем у ейного мужа - потому что в крестьянской семейной корпорации женщины имели право на личную собственность - в тч за работу они получали плату или натурпродуктом или деньгами, и бабскую коробью - девки начинали собирать с младых ногтей, а мущинка имел право только на портки (одна штука) и нательный крест. И плату за работу не получал.
Женщина могла заработанное подарить, передать по наследству явным заявлением, причем "муж не наследует даже постели своей жены', если жена не оставила завещание. Накопленное отдавалось автоматом либо дочерям, либо женщинам родительской семьи (начиная с родных сестер).

Объявление бабы, ходящей за скотиной или выполняющей работу по дому - приживалкой - свидетельствует о незнании автором поста реалий крестьянского быта.
Как правило, дом и его содержимое, а также двор с мелкой скотиной, огородом, птицей - принадлежал большухе лично - и это вовсе не некая старая дева с железным характером так называлась - а жена большака - старшего в роду. именно большуха распределяла работы - и главные статьи бабского дохода доставались вовсе не йуным деушкам, чье главное достоинство - свежие сиськи-письки, - их место как раз было сотое.

Надо помнить, что русские крестьяне жили не семейными парами -а семейными корпорациями - кланами. это несколько семейных пар с детьми, и распоряжались доходами и расходами корпорации, а также ведали вопросами воспитания детей большак и большуха - старшая пара в роду.

Поэтому, как правило, старая дева - если она не была калекой, а была работящей или не дай бог, умной - занимала в корпорации положение выше младших снох по определению. И была их сильно богаче. Бои за наследство старых дев-родственниц всегда вносили изрядную перчинку в суровый крестьянский быт. Если дева была семейной ткачихой, например, - то наследство по крестьянским меркам бывало огромным.

И в старых девах оставались по очень разным причинам - а не только "ой некрасивая". Основные причины невыхода взамуж - отсутствие приданого и репутационные потери семьи. Например, за сильно ниже по положению мужичка работящую бабу выдавать - ущерб семейной корпорации, а подходящих поблизости женихов нет. Потом идет неумение/нежелание работать и плохое здоровье. Красота была делом тристадвадцатым.

Мать Тургенева оказалась бы в старых девах, если бы ей дядька мульоны в наследство не оставил - а как оставил, так сразу красивой оказалась, ага. И вышла замуж прекрасно в тридцать с гаком лет. Правда, она дворянка, но тем не менее.

Не надо воображать себе, что вышедшая взамуж девица - спала на пуховых перинах и только и занята была исполнением супружеского долга и рожанием детей - как бы не так. Если молодая сноха начинала рожать сразу и часто - ей приходилось от семейства весьма туго. "плодит щенят, как сука' - это про таких говорилось.

Как раз молодые снохи выполняли самую грязную работу, за которую плата шла копеечная. Они чаще всего были первыми претендентками на гибель от голода в случае чего и от болезней тоже. Положение менялось только в том случае, если супруг требовал выделения своей доли из семейной корпорации - то есть отделялся для жизни своим домом. Но для сопляков и соплюх это было нереально сделать.

Читайте труды Русского Географического Общества "Очерки крестьянского юридического быта в центральных губерниях' 1870года публикации.
Там все написано.

ЗЫ, После злой большухи/свекрови, невзлюбившей йуную деушку-раскрасавицу, самым большим бедствием для нее была - незамужняя золовка - сестра большака или сестра мужа. особенно если та управляла домовым и придомовым хозяйством.

Edited at 2018-11-03 11:30 pm (UTC)

Истину глаголешь, дружище

Бред. Сказки о полном бесправии женщин - из серии страданий феминисток конца 19 века. По документам в архивах средний возраст выхода замуж девушек в Европе - 25 лет. В России немного раньше. В наследовании женщины так же участвовали, так что для незамужней девушки в доле наследования выделялось не только ее доля но и приданное, так что она была существенно выше доли неженатых братьев. Если посмотреть найденные в Новгороде берестяные грамоты, то там много, очень много текстов принадлежит женщинам, которые в письмах обсуждали как деловые вопросы, так и личную, так сказать жизнь...

Беглое описание с вырванными из контекста такими деталями быта, которые должны вызвать неприятие и возмущение.
В частности по поводу возраста невест. Есть возраст реальный, а есть документальный, т.е. по церковным записям, которые регистрировали дитя при крещении.
А вот тут есть пара других неупомянутых деталей. Русь было в общем православной, но это православие, особенно в глубинке перемешивалось с немалым количеством старых языческих поверий и практик, которые дивно переплетались с церковной жизнью. Одна из практик - сохранение ребенка безымянным или сокрытие его имени во избежание дурного влияния всяческих злых сил. Т.е. к крещению в иных местах могли нести ребенка 2-3-летнего.
Другая сторона. Церковные поборы - необходимость оплаты всяческих "ритуальных" услуг, в т.ч. и крещения. Не зря отношение к попам в простонародье было не очень доброжелательным. С учетом высокой детской смертности, да еще и при прижимистом батюшке не все были заинтересованы в немедленном крещении - а вдруг не выживет. Потому под разными предлогами бедные, но активно рожающие семьи не торопились с крестьбинами дожидаясь, пока младенец окрепнет. Тут тоже могло и до 2-3 лет дотянуться.
Понятно, что имелись представления о том, что крещеный ребенок подпадает под высшую защиту и потому более ценных детей - мальчиков крестили раньше. А менее ценным - девочкам могли частенько и дать подрасти.
Потому когда говорится о невестах 12-15 лет, то в уме можно добавить пару-тройку лет.
И опять же... в невесты брали не столько по возрасту, а лишь тех, кто уже умел делать (и делать хорошо) ВСЮ женскую работу по дому. Т.е. это были уже достаточно зрелые девушки. Вот этот фактор и является ключевым. Малоразвитая или отстающая в физическом или умственном развитии девчонка не проходила ценза на пригодность в качестве хозяйки (пусть и младшей) и в невесты попасть не могла. При этом её действительный возраст мог быть несколько больше "официального".
Понятно, что нестыковка возрастов скрывалась. Частота и распределение подобных расхождений - интересный вопрос, который мало где-рассматривается, но без которого суждения о былых нравах - поверхностны.

  • 1