?

Log in

No account? Create an account

masterok


Мастерок.жж.рф

Хочу все знать


Previous Entry Share Next Entry
Пещеры Бхаджа (BHAJA CAVES)
masterok

Пещеры Бхаджа — самые ранние буддистские святыни в Индии. Оба комплекса пещер находятся примерно в десятке километров от райцентра Лонавалы и входят в комплекс «Lonavala Caves»  который состоит их трех пещерных комплексов: Карла, Бхаджа и Бедсе, расположенных на скалистых холмах в долине реки Индраяни в штате Махараштра, лежащего примерно на полпути между Мумбаем и Пуной. . Архитектура обеиз комплексов схожа, однако есть что посмотреть в обоих кавернах. Чтобы попасть к пещерам нужно подняться по лестнице в 100 ступенек.

В наше время это тоже является небольшим испытанием, из-за количества палаток с сувенирами и зазывающих торговцев. Сверху у пещер есть площадки, откуда открывается замечательный вид на окрестности, лежащие внизу поля и посёлки. В целом пещерные комплексы не большие, и, конечно же не идёт в сравнение с комплексами Аджанты и Эллоры. И в отличии от них потока туристов сюда практически нет, вернее он совсем слабый.

Давайте посмотрим на них подробнее…

Фото 2.

 

В древние времена по долине реки Индраяни проходил караванный путь к торговым портам Араваийского моря Кальяну и Сопаре, который начинался во внутренних районов Декана и спускался к побережью через перевал Боргхат (Borghat pass) в Западных Гхатах близ населенного пункта Лонавала.

Обычно в те времена буддистские монахи сооружали свои обители (которые вначале служили им только в качестве убежища на период сезона дождей) рядом с населенными пунктами, расположенными на караванных путях (но не в самих поселениях, а некотором удалении от них).

 

Фото 3.

 

Этим обеспечивалось как уединение обитателей монастыря от мирской жизни, так и возможность дарителям из крестьян без труда обеспечивать общину пищей, а купцам и знатным людям  – финансировать и организовать сооружение религиозных объектов и жилых помещений для монахов.

Пещеры Бхаджи, наряду с пещерным монастырем Питалкхора, пещерами Кондане и пещерой N 10 Аджанты, относятся к самым древним пещерным буддистским сооружениям Индии и датируются концом 3-го – началом 2-го века до н.э. Старше их по дате создания являются только расположенные в Бихаре пещеры адживиков Барабар (Barabar Caves) которые мы уже обсуждали, и находящиеся недалеко от них джайнские пещеры Сон Бхандар (Son Bhandar Caves).

 

Фото 4.

 

Буддистский пещерный комплекс Бхаджа вырублен в ориентированном на запад невысоком скальном обрыве, расположенном близ вершины холма, возвышающегося над одноименной деревней. Перепад высоты от подошвы холма до монастыря составляет около 120 м.

По нумерации ASI в состав Бхаджи входит 22 пещеры, среди которых самыми известными являются пещера N 12 – грандиозная чайтья-гриха(зал общих собраний монахов), являющаяся главной достопримечательностью монастыря, и пещера N 18 с хорошо сохранившимися барельефами 1-2 веков до н.э..

Объекты основной нумерации ASI монастыря Бхаджа размещены на трех условных участках: северная площадка (пещеры с N 1 по N 17), южная площадка (пещера N 18 и ряд небольших пещер) и соединяющая их тропа с расположенными на ней в скальной нише 14-тью ступами. Кроме этого на всем протяжении скального утеса вплоть до южного водопада разбросаны небольшие пещеры-вихары в разной степени сохранности, которые не входят в основную нумерацию (такие объекты обычно нумеруются по мере их открытия римскими цифрами).

 

Фото 5.

 

Дорога к монастырскому комплексу начинается от аккуратной деревенской парковки, за которую взимается плата в размере 10 рупий.

 

Общая длина северной площадки около 100 м, а ширина в самой широкой части – метров пятнадцать. Слева, немного обособленно, расположены самые ранние пещеры с N 1 по N 8.

 

Фото 7.

 

Центральная чайтья-гриха монастыря Бхаджа не так огромна и импозантна как чайтья-гриха в Карле, но она по своему гармонична и изящна и к тому же имеет ряд интересных особенностей.

Во-первых, по общему мнению ученых в отличии от святилищ в Карле и Канхери, имеющих узкие и высокие веранды с фасадной стеной высеченной из камня, в древние времена перед аркой главного зала собраний Бхаджи находилось огромное деревянное сооружение, состоявшее вероятно из деревянной конструкции-экрана перед аркой проема (см. остатки пазов для балок выше верхнего фриза на фотографии внизу) и портика-мандапы, имеющего высоту примерно до нижнего края арки.

 

Фото 8.

 

Во-вторых чайтья-гриха Бхаджи имеет наклонные колонны, что вероятно является наиболее точным повторением архитектуры деревянных зданий того периода, в которых наклон колонн был необходим для распора арочного свода здания.

В пещерных сооружениях по понятным соображениям в наклоне колонн нет никакой необходимости, а высекать ряды наклонных колонн из монолита все-таки довольно сложно, поэтому все последующие пещерные чайтьи-грихи сооружались уже с вертикальными колоннами.

 

Фото 9.

 

Главный зал собраний буддистских монахов (собственно чайтья-гриха) имеет традиционную планировку: удлиненное помещение с закругленной (апсидальной) задней стенкой и огибающий помещение ряд из 27-ми колонн, которые отделяют основное пространство зала от коридора-обхода.

Размеры зала составляют: глубина – 17 м, ширина – 8 м и высота – 8.8 м. Ширина коридора-обхода – немногим более 1 м.

 

Фото 10.

 

Одним из самых удивительных сооружений Бхаджи является декоративный свод потолка, сооруженный из тиковых ребер и прогонов более 2200 лет тому назад и сохранившийся в целости и сохранности до наших дней. Всего таких конструкций, насколько я знаю, с древних времен до наших дней сохранилось всего две: еще одна находится в чайтья-грихе монастыря Карла.

Но в Карле толком рассмотреть древнюю деревянную конструкцию практически невозможно – огромный полутемный зал и высоченный (14 м)  потолок. В Бхадже же помещение после обеда полностью освещается солнечным светом и все детали и особенности конструкции свода прекрасно видны.

В конце пещеры арочный свод заканчивается деревянной конструкцией в виде полукупола, под которым находится каменная ступа.

 

Фото 11.

 

Монолитная каменная ступа имеет традиционную тхеравадинскую форму и состоит из цилиндрического основания, полусферического тела ступы (анды) и хармики – кубического навершия, украшенного орнаментом. Нижняя часть хармики является частью монолита ступы, а верхняя – своеобразной каменной крышкой с реликварной камерой внутри и отверстием на верхней плоскости, предназначенным для установки священного зонта.

Между ступой и колоннами оставлено неширокое пространство для традиционного обхода.

 

Фото 12.

 

В отличии от подобных сооружений немногим более поздних периодов колонны чайти-грихи в Бхадже  имеют очень простую форму: восьмиугольные наклонные столбы без базы и капители. На нескольких колоннах высечены небольшие выпуклые рельефные изображения, представляющие собой символику раннего буддизма.

На колоннах сзади и справа от ступы сохранились остатки рисунков, изображающих Будду, которые датируются не ранее 5-6 веков н.э.

 

Фото 13.

Фото 14.

Фото 15.

 

В вестибюле пещеры N 11 из куска обвалившегося скального перекрытия высечен алтарь йони – символического изображения женского лона в шиваизме. Время и история появления этого небольшого святилища неизвестны.

Обычно такого вида алтари изображают пару линга-йони, т.е. в центре йони установлен шивалингам – невысокий цилиндр  со закругленным в виде полусферы верхним концом, являющийся символическим изображением мужского детородного органа. Пара линга-йони, символизирующая слияние мужского и женского начала в мироздании, является одним из основных и самых почитаемых символов в шиваизме и имеет доарийское происхождение, связанное с древнейшими культам плодородия.

 

 

Здесь шивалингам по неизвестной причине отсутствует. Вроде бы у шактистов есть алтари, изображающие йони без лингама, но в данном случае причина скорее всего более прозаическая и связана с разрушением этой части алтаря по неизвестной причине.

Кстати такие изображения йони очень удобны для ориентации по сторонам света: ее удлиненный конец с канавкой всегда и везденаправлен строго на север.

 

Фото 16.

Фото 17.

Фото 18.

Фото 19.

 

Справа от чайтья-грихи расположена двухэтажная вихара с кельями для проживания монахов, которая состоит из четырех нумерованных пещер: N 13 и N 14 – внизу и N 15 и N 16 – наверху.

В отличии от находящихся слева пещер NN 9-11 фронтальная часть скалы перед пещерами NN 13-16 довольно хорошо сохранилась. Поэтому здесь хорошо видны фризы в с чередованием арок в форме листа пипала и орнамента с мотивом ведики, которые составляют единую композицию с архитектурными элементами, обрамляющими главную арку входного проема чайтья-грихи.

 

Фото 20.

 

Находящаяся внизу и сразу справа от чайтьи-грихи пещера N 13 имеет три фронтальные и две боковые кельи, выходящие в единый вестибюль, по бокам которого высечены две каменные лежанки.

Здесь примечательны каменные решетки окон боковых келий, которые в скальной архитектуре встречаются довольно редко. Еще одно подобное окна с каменной решеткой можно увидеть здесь же в Бхадже – в пещере N 18.  Похожие каменные решетки находятся и в старейшей пещере N 9 буддистского монастырского комплекса Кондевита в Мумбае.

 

Фото 21.

 

После пещеры N 17 северная площадка сужается и переходит в тропу, ведущую к южной площадке с пещерой N 18.

На фотографии ниже хорошо видна лестница за пещерой N 14, по которой можно подняться на второй этаж к пещерам N 16 и N 15.

 

Примерно на полпути к южной площадке находится по своему уникальное для истории раннего буддизма место, которое во многих статьях упорно называют «кладбищем», слепо повторяя в течении ста пятидесяти лет это неудачное определение основателя ASI.

Здесь частично на открытой площадке (которая раньше находилась под обрушившимся ныне скальным козырьком), а частично в неглубокой скальной нише расположены четырнадцать небольших монолитных каменных ступ.

Согласно надписям письмом брахми, сохранившимся на боковых поверхностях восьми из них, каждая отдельная ступа была воздвигнута в честь какого-либо монаха, вероятно достигшего высокого уровня просветления, а в  реликвариях этих ступ (обычно расположенных в хармике) соответственно находился пепел, оставшийся после кремации тела святого подвижника.

 

 

В качестве примера: надпись на второй ступе (по Дж. Бёрджессу) звучит так:«The Thupo of the venerable reverend Dhamagiri» («Ступа преподобного многоуважаемого Дхамагири»). В разных источниках монахов, чей пепел был помещен в реликварии этих ступ, называют или «archats» (архат – человек достигший просветления и вышедший из колеса перерождений, но не обладающий свойствами Будды), или«sthaviras» (санскр.), «theras» (пали) – старцы, старейшины, но их действительный статус и причины сооружения для каждого из них отдельной ступы точно не известены.

 

 

Девять из четырнадцати ступ расположены в ряд на открытом пространстве.

Остальные пять ступ находятся в скальной нише расположенной у северной оконечности группы (сразу за первой ступой с уцелевшей фигурной хармикой).

Главная художественная достопримечательность этого места, изображения которой есть во всех книгах по ранним буддистским храмам, начиная уже с 19-го века – это первая в ряду ступа с изысканной хармикой в виде обратной пирамиды, поверхность которой покрыта филигранной резьбой по камню. В центре полусферы (ниже и чуть левее находящейся по центру выбоины) хорошо видна полуистертая надпись, написанная письмом брахми.

Пещерный буддистский монастырь Бхаджа (Bhaja caves)

Метров через тридцать после ступ тропа расширяется и выходит на южную площадку, которой собственно и заканчивается территория монастыря Бхаджа.

Здесь находится знаменитая пещера N 18, которая была раскопана еще в конце 19-го века и несколько небольших пещер, которые очищались и исследовлись уже в последующие периоды.

 

Пещерный буддистский монастырь Бхаджа (Bhaja caves)

Сразу слева перед выходом на площадку расположена небольшая пещера-келья. Еще одна подобная пещера находится в самом конце площадки рядом с водопадом.

 

Пещерный буддистский монастырь Бхаджа (Bhaja caves)

Главный объект южной площадки – пещера N 18 – представляет собой буддистскую вихару с верандой, отделенной от внешнего пространства колоннадой, состоящей из шести колонн и двух пилястров.

 

Пещерный буддистский монастырь Бхаджа (Bhaja caves)shus

Это самая необычная вихара среди пещерных сооружений раннего буддизма. При наличии у нее ряда уже ставших стандартными для таких пещерных сооружений решений, в ней все-таки присутствует много нетрадиционного. Поэтому у меня создалось впечатление, что эта вихара была спроектирована и высечена какими-то другими, возможно пришлыми мастерами, имевшими отличные от местных строителей традиции.

Пещерный буддистский монастырь Бхаджа (Bhaja caves)

Веранда пещеры N 18 действительно представляет удивительное творение и стоит тех эпитетов, которыми ее награждают. Что представляют собой внутренние помещения увидеть не удалось, но судя по описаниям там все обычно и как всегда  аскетично.

 

Три барельефа 2-го века до нашей эры расположены на фронтальной стене в простенках между дверями и между центральной дверью и решетчатым окном, а еще два – самые знаменитые, без которых не обходится не одна статья о Бхадже – слева и справа от дверного проема в правое боковое помещение (см. фото выше).

На барельефе слева изображен бог-солнце Сурья на колеснице, запряженной четырьмя лощадьми, повергающий демона.

 

Пещерный буддистский монастырь Бхаджа (Bhaja caves)shus

На барельефе справа изображен глава пантеона ведических богов громовержец Индра верхом на своем слоне Айравати. Здесь тоже идет какая-то битва: под ногами масса поверженных врагов, а слон вырвал дерево и в пылу борьбы размахивает им как палицей, но в подробностях сражения без специальных знаний разобраться довольно трудно.

Пещерный буддистский монастырь Бхаджа (Bhaja caves)shus

Южная площадка заканчивается невысоким обрывом, а сразу за ней находится крутой ступенчатый каменный желоб с небольшим водопадом.

Пещерный буддистский монастырь Бхаджа (Bhaja caves)shus

Некоторые выемки-купели ниже водопада имеют явно рукотворное происхождение и наверняка служили еще обитателям древнего монастыря в качестве места стирки и купания.

 

Фото 22.

Фото 23.

Фото 24.

 

Фото 26.

Фото 27.

Фото 28.

 

 

 

 

[источники]

источники

Пещерный буддистский монастырь Бхаджа (Bhaja caves)

http://www.ashram.ru/karla-i-bhaja.html

http://dostoyanieplaneti.ru/3152-peshchernyj-monastyr-bkhadzha

 

Вот еще некоторые интересные пещеры : вспомните про Таинственные гроты Лонгью или например как выглядит Психоделическая пещера. Вот они Ледяные пещеры ледника Ватнайокуль и как это Внутри самой большой в мире пещеры. Вот знаменитая Ординская пещера и Загадка древних пещер Хуашань

Это копия статьи, находящейся по адресу http://masterokblog.ru/?p=16742.
Subscribe to  masterok

promo masterok january 2, 12:00 46
Buy for 300 tokens
Вот так выглядит ушедший от нас 2017 год. А вот кстати, начало 2018 года показывает еще больший трафик, чем декабрь 2017: И вот один из дней - рекордсменов за всю историю журнала тоже уже в 2018 году: Красная цифра - это общее количество уникальных посетителей попавших в блог. В…

  • 1
На 12 фото груди силиконовые ?

Обычная "каменная" лепнина на каркасе из цветмета. Вся Древнеиндия так делана.

Но по сравнению с Барабаром, таким же продуктом середины 20 в н.э., эта постройка литья на природных формах сделана намного халтурнее.

В отдельных местах даже "камень" рассыпался, арматура торчит. Позорище...



Edited at 2018-11-09 09:28 am (UTC)

У меня сложилось впечатление, что построенный храм просто залили цементным раствором.

Такое ощущение, что жили там жители, просто жили, и были у них гаражи для средств передвижения. Потом их не стало и заселились в их дома аборигены, аборигены стали называться буддистами.

недавно смотрела фильмец - про то, как быстро застывает на воздухе песчанно-известково-грязевой раствор.. куча примеров про закаменевшие колеи и т.д. и вполне себе адекватное предположение, что огромное количество так называемых - вырубленных в скале объектов - это на самом деле результат частичной расчистки-вычистки, откапывания ранее существовавших строений, залитых с небушка какой-то хренью повсеместно. Что кстати совершенно недвусмысленно демонстрируют "чумные" колонны. Конкретно - льющийся с небес поток изображающие..

Или ещё проще: вырезка помещений в полузатвердевшем полукамне.

Из затвердевшего кстати вынуть попавшее в него строение - та ещё работа. Да и зачем её делать?

"Это самая необычная вихара среди пещерных сооружений раннего буддизма. При наличии у нее ряда уже ставших стандартными для таких пещерных сооружений решений, в ней все-таки присутствует много нетрадиционного. Поэтому у меня создалось впечатление, что эта вихара была спроектирована и ВЫСЕЧЕНА какими-то другими, возможно пришлыми мастерами, имевшими отличные от местных строителей традиции.

Веранда пещеры N 18 действительно представляет удивительное творение и стоит тех эпитетов, которыми ее награждают. Что представляют собой внутренние помещения увидеть не удалось, но судя по описаниям там все обычно и как всегда аскетично."

А ничего, что в высеченых колоннах арматура металлическая?
http://masterokblog.ru/wp-content/uploads/Pune-Bhaja-10-1-1.jpg

Да безобразие, чего уж там... В отдельных пещерах еще конь не валялся, половину свода не закрыли, а уже туристам экскурсию продают.

Гнать таких поганой метлой из цеха создателей и хранителей истории!



*
Рядом там еще одно такое же чудо. Аджанта, пещерный комплекс 3 века до нашей эры. Арматура в колонне не закрыта, своды доделываются, а уже напоказ...



А эту халтуру уже заново лепить пора. Свод сгнил, и профиль черт-те какого качества насован... Нормальный-то древнееиндийский профиль налево поди ушел, а сюда насовали старого чугуна времен британского колониализма...








Edited at 2018-11-09 11:17 am (UTC)

Re: Арматура

С экскурсиями какраз все понятно, выделеное бабло попилили а объект заканчивть надо, сели на самообеспечение. Туристам всеравно что снимать.
Горожанин, привет.
Есть какие мысли по поводу черноты поверхности "скал"?

Естественный пигмент в скалах, он же смолотый в составе "скал".

Все ландшафтное литье "древности", начиная с классики середины 19 века Петры, делается по принципу максимального приближения к природной основе. Основа, которая доливается и становится памятником, включается в состав для долития, всего и делов.

А ты думал, это ядерная война тартарийцев с анунахами?))

Re: Арматура

Ну а че? Вдруг Сандра права? )))
Если серьезно, то маскировка под базу (основу) литья понятна, но непонятно, почему сама основа закоптилась или почернела отчего? В Турции такого добра валом, светлый мрамор сверху зачернен, Столешниковы лепят про огромные температуры, склонен считать пока так, но откуда они?

Edited at 2018-11-10 09:24 pm (UTC)

Ну раз на страже Земли такие бдительные воины, как вы со Столешниковым и Сандрой, человечество может спать спокойно.

Готовьте шлемы из фольги. Анунахи не пройдут.

Всем рептам - по хребтам,
Алиенам - в рог поленом!


Re: Арматура

"Ты эта...не безобразничай..."(с) Читай вдумчиво, что я написал.
ЗЫ: Пестня - огонь

Edited at 2018-11-11 10:32 am (UTC)

Думанье и перлы про "маскировки под базы" с лепнёй "Столешникова" неовместимы.

Re: Арматура

Со Столешниковыми все понятно, их задача в одном, вбить в головы что иберы тут находятся тысячи лет, но это не объясняет, почему поверхность мрамора черная?

Прежде чем конспироложество разводить, чего-нибудь вменяемое посмотреть пробовал?
https://conf.7ya.ru/fulltext-thread.aspx?cnf=Economy&trd=25436
https://graverstone.ru/topic/440-otbelivanie-mramora/

  • 1