?

Log in

No account? Create an account

masterok


Мастерок.жж.рф

Хочу все знать


Previous Entry Share Next Entry
Кто настоящий автор романа «Двенадцать стульев»
masterok

Да, есть такая версия, мол историю про Остапа Бендера написали не Ильф и Петров, а некто другой. И вот совсем недавно вышла книга-исследование, где вполне категорично утверждается: «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» создал не тот, кто значится на обложке.

Как Ильф и Петров были «литературными неграми»

Первое издание «Двенадцати стульев» в журнале «Тридцать дней»

К моменту, когда были отпечатаны первые главы «Двенадцати стульев», Илье Ильфу было тридцать, а Евгению Петрову – двадцать пять лет. История появления сюжета о спрятанных в стуле сокровищах была поведана самими авторами и выглядит так.

Однажды Валентину Катаеву, блестящему советскому писателю, автору повести «Белеет парус одинокий», пришла мысль отдать хорошую идею для новой книги на разработку начинающим литераторам, чтобы, как шутил он сам, почувствовать себя Дюма-отцом, ставящим свою подпись на творениях «литературных негров». Выбор пал на сотрудников газеты «Гудок» — собственного младшего брата Катаева Евгения (взявшего псевдоним Петров) и Илью Ильфа, им и было предложено написать произведение о поиске сокровищ в старинном гарнитуре. Эти двое молодых людей недавно, летом 1927 года, вернулись из командировки по Крыму и Кавказу, во время которой уже начали строить планы о совместном литературном проекте.

Илья Ильф и Евгений Петров

Илья Ильф и Евгений Петров

Идея пришлась новоиспеченному творческому тандему по душе, и за три месяца осени 1927 года роман «Двенадцать стульев» был написан. Поначалу Ильф и Петров консультировались по тексту с «Дюма-Катаевым», но увидев, что дело идет хорошо, он полностью доверил содержание книги своим «литературным неграм», обозначив лишь, что хочет получить посвящение на первой странице будущего произведения, а с первого гонорара – золотой портсигар в подарок. Эти требования были выполнены.

Книгу писали сообща, споря над каждой фразой. Там, где спора не возникало, задерживались особо – считали, что такое автоматическое совпадение мнений означает, что фраза лежит слишком уж на поверхности. Тем не менее, результат работы был достигнут очень быстро, и еще быстрее решилось с публикацией: уже в январе 1928 года в журнале «Тридцать дней» появились первые главы «Двенадцати стульев», что было весьма нетипично для того времени, цензура обычно проверяла рукописи по несколько недель, а то и месяцев. Считается, что ускорило выход в свет текста личное поручительство Валентина Катаева, а также протекция Владимира Нарбута, поэта и литератора, который возглавлял редколлегию «Тридцати дней».

Владимир Нарбут

В том же 1928 году вышла отдельная книга, а Ильф и Петров, вдохновленные успехом, спустя некоторое время продолжили создание совместных произведений. «Золотой теленок», где «воскресший» Остап продолжил свои похождения, появлялся на свет с куда большим трудом, чем первая часть дилогии. Начало роману было положено в 1929 году, но завершен он был лишь в 1931, и, по признанию авторов, дался им тяжело.

Странности и белые пятна в истории создания дилогии

В 2013 же году на свет появилась книга Ирины Амлински, которая называла себя читателем-«копателем». Потратив 12 лет на тщательное изучение текстов Ильфа и Петрова, их биографии, а также произведений и вообще литературной действительности советской России двадцатых-тридцатых годов прошлого века, она пришла к твердому убеждению, что у «Двенадцати стульев» и «Золотого теленка» был другой автор, а творческий тандем лишь дал произведениям имя, под которым был возможен выход книг в свет. Амлински опиралась в своих рассуждениях в первую очередь на анализ фраз, составлявших текст дилогии, находя в их построении и лексическом составе явное сходство с работами другого писателя. Но каким образом могла совершиться эта авантюра?

Валентин Петрович Катаев

Валентин Петрович Катаев

Центральной в истории появления «Двенадцати стульев» была фигура Валентина Петровича Катаева. Этот талантливый и многообещающий писатель, герой соцтруда и обладатель множества государственных наград и премий, имел не только большое влияние в литературных и политических кругах, но и неоднозначное прошлое. Часть его молодых лет пришлась на службу в армии Деникина во время Гражданской войны, а в 1920 году, будучи в Одессе, которая в боях постоянно переходила из рук в руки, Катаев вместе с братом оказался заключен в тюрьму по обвинению в антисоветском заговоре.

Братья Катаевы с отцом

Братья Катаевы с отцом

Евгению на тот момент было 18 лет, но по совету старшего брата он назвал датой своего рождения 1903 год – в надежде на то, что к несовершеннолетнему будут применены более мягкие меры. Несмотря на то, что часть участников заговора расстреляли, братья Катаевы вышли на свободу. Евгений никак не упоминал об этом факте из своего прошлого, даже устроившись на работу в одесский уголовный розыск – при этом прошел «чистку» и хорошо зарекомендовал себя на службе. В 1923 году Катаев-младший переезжает в Москву, где уже живет его старший брат Валентин.

Ряд литературоведов и историков, а с ними и Ирина Амлински, полагают, что Валентин и Евгений Катаевы могли выполнять поручения для ЧК, потому и были защищены от неприятностей. В качестве же работы на благо существующего режима старшему Катаеву было предложено организовать написание сатирического романа, направленного против троцкизма и вообще поддерживавшего существующую идеологию. Возможно, тем и объяснялось требование о тексте посвящения: так Катаев обозначил свою причастность к роману.

В редакции газеты "Гудок"

В редакции газеты «Гудок»

Амлински отмечает, что среди всего литературного наследия Ильфа и Петрова – а оно составляет ни много ни мало пять томов – нет больше ни одного произведения, чей успех хоть немного напоминал бы признание, которое получила дилогия. «Одноэтажная Америка», самое, пожалуй, известная вещь помимо приключений Бендера, написана как будто другой рукой, словно между ее авторами и создателем «Двенадцати стульев» нет ничего общего.

Могло ли сложиться так, что ответственный за проект Валентин Катаев поручил написание сатирического романа некоему мастеру, а право именоваться авторами передал своему младшему брату и его коллеге по редакции? Тогда кто этот человек, написавший гениальное произведение и по доброй воле оставшийся в тени?

Валентин Катаев, Юрий Олеша, Михаил Булгаков

Валентин Катаев, Юрий Олеша, Михаил Булгаков

Автор — Михаил Булгаков?

В те годы в Советском Союзе был лишь один гениальный писатель, он создавал произведения, получавшие признание, и именно он ко времени написания «Двенадцати стульев» находился под особым внимание чекистов. Частый гость редакции «Гудка», писавший для газеты фельетоны, Михаил Афанасьевич Булгаков.

Булгаков творил по ночам, его произведения создавались быстро, и версия о том, что «Двенадцать стульев» появились за пару месяцев без ведома жены, кажется вполне правдоподобной. Куда более правдоподобной, чем удивительная слаженность, с которой совсем еще молодые литераторы Ильф и Петров якобы создали вдвоем шедевр советской литературы. Интересно и то, что сразу после выхода романа в свет Михаил Булгаков получил трехкомнатную квартиру в Москве и свои рукописи, изъятые ГПУ годом раньше.

М.А. Булгаков

М.А. Булгаков

Наверное, прочитав «Мастера и Маргариту», каждый ловил себя на мысли о том, что эта книга удивительным образом похожа по слогу на романы о приключениях Остапа Бендера. Согласно биографии Булгакова, этот его роман был начат в 1928 году, а завершала его редактирование и оформление уже третья жена писателя Елена Сергеевна после смерти писателя.

Сравнивая тексты тандема Ильф-Петров и Булгакова, можно увидеть очевидные сходства и параллели: «Геркулес» и Массолит, Воронья слободка и нехорошая квартира, описания психиатрической больницы в обоих произведениях. В идее о детях лейтенанта Шмидта тоже прослеживается нечто булгаковское, как и в ритме фраз, разобранных и исследованных под разными углами и показывающих совпадение стилей написания всех трех произведений.

«В половине двенадцатого с северо-запада, со стороны деревни Чмаровки, в Старгород вошёл молодой человек лет двадцати восьми» («12 стульев»).
«В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана…» («Мастер и Маргарита»).
В этих двух фразах специалисты находят полное совпадение музыки, ритма фраз.
В свою очередь, литературный язык Ильфа и Петрова подразумевал короткие, «рубленые» предложения, лишенные той музыкальности, которая свойственна «Двенадцати стульям» — они использовали скорее язык журналистов, которыми, собственно, и были.

Илья Ильф

Илья Ильф

Булгаков, возможно, создавший сатирическое произведение, внешне направленное против противников режима, но на деле пародирующее всю советскую действительность, никак не раскрыл тайны своего авторства в отношении «Двенадцати стульев». Пролить свет на происходящее могли бы сами свидетельства участников событий – но Ильф умер в 1937 году, а Владимир Нарбут, принявший самое деятельное участие в выходе в свет романа, был объявлен врагом народа и расстрелян и упоминание его имени где бы то ни было могло навлечь беду. Сам Петров погиб в 1942 году в авиакатастрофе. В конечном итоге, в 1949 году дилогия была объявлена вредной и запрещена к публикации и распространению.

Евгений Петров

Евгений Петров

Не были найдены и рукописи романов о Бендере, которые могли бы заполнить белые пятна в вопросе возникновения этих произведений – сохранились только записные книжки Ильи Ильфа. На первый взгляд сенсационная, теория авторства Булгакова тем не менее имеет все права на существование и никак не опровергнута специалистами, во всяком случае, среди тех, кто допускает либо поддерживает эту версию создания дилогии, значатся вполне заслуживающие доверия литературоведы и филологи: Дмитрий Галковский, Юрий Басин, Игорь Сухих, Лазарь Фрейдгейм, Владимир Козаровецкий.

Из фильма "Золотой теленок"

Из фильма «Золотой теленок»

Версия Ирины Амлински подкупает тем, что она не похожа на погоню за быстрой и дешевой сенсацией – но в среде специалистов она стала дополнительным материалом для размышления. Тайна личности автора дилогии, вероятно, так и останется вопросом веры, разве что из недр засекреченных государственных архивов вдруг всплывут документы, подтверждающие ту или иную точку зрения.

[источники]
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/190419/42874/

Это копия статьи, находящейся по адресу https://masterokblog.ru/?p=34340.

Posts from This Journal by “Литература” Tag


promo masterok january 2, 2018 12:00 47
Buy for 300 tokens
Вот так выглядит трафик в блоге за 2019 год по месяцам. Это более трех миллионов просмотров в месяц, среди которых не только залогиненные в ЖЖ , но и любые просмотры из поисковых систем. При этом за месяц приходит около 800 000 посетителей. А вот статистика по дням одного из месяцов 2019…

очевидное сходство, ну да

Есть статистический способ определения авторства - метод "авторского инварианта", который с высокой степенью выявляет авторство текстов при ряде условий, которые в данном случае абсолютно легко выполняются. Странно, что его не применили для обсуждаемых текстов и вышеназванных писателей.
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B8%D0%BD%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%82



Edited at 2019-04-21 05:49 pm (UTC)

Странно, что не Зощенко автором назвали

на пару писали поди. Зощенко и Булгаков.

Edited at 2019-04-21 05:18 pm (UTC)

Ох уж эта эмигрантская Культ-урология... А чтобы никто не догадался, в том же пятитомнике выложены записные книжки Ильфа, их много, и там куча фраз и мыслей, которые встречаются в романе. Наверное, это записные книжки тоже не Ильфа, а Булгакова.
Ну и стиль... Булгаков читается тяжелее.

"Светлая личность" тоже весьма удачное произведение Ильфа и Петрова, и стилистика похожая. Думаю сомнения в авторстве надуманны.


к тому же - в старом пятитомнике опибликовано множество фельетонов Ильфа и Петрова, и видно, что многие повороты сюжета напрямую взяты из этих фельетонов - почти дословно!

Конспиролухи на марше. Да Шекспир им диктовал с того света посредством спиритической связи.

Был Шакспер, но был и проект "Шекспир", Илья Гилилов начал копать, остальные подхватили и возглавили. Если интересно, гуглим статью " Аноним - Проект "Шекспир".

Шикарная книга. А не пофиг кто аффтор?

(Deleted comment)
Мысль - вторична
надо привыкать
и чем быстрее
тем выше шанс
избежать кастрации. =))

Достаточно почитать другие рассказы Ильфа и Петрова, и сходство стиля будет очень сильным. Даже некоторые сюжетные ходы совпадают. У Булгакова же и стиль абсолютно не похож, ни в мастере, ни в других произведениях.

Молчат Боятся Значит ПРАВДА

В советской школе всех учили анализировать литературные произведения, много и хорошо учили
А книгу Мих Булгакова почему то не анализируют
Книгу Собачье сердце
А там большой намёк на некие совпадения
В Симбирской губернии (Ульяновской обл) есть большое село Кошкодамовка
Там делают из кошек-котов воротники
И в книге упоминают про •воротники на польта для пролетариата•
)) для непонятных Био Отец Вождя купец КОШКОДЕРОВ из Кошкодамовки(( в Ульяновске все про это знали .... кому было интересно
и Первый номер газеты под названием «Правда» вышел *22 апреля* (5 мая) 1912 года, в день рождения Карла Маркса[6].
День Печати
Полиграф Полиграфыч !!!!! назван так
а 22 апреля (несмотря на путаницу в датах) тоже имеет некое указание
и всем пофигу
никто ничему не учицца
◄► см #МинаевыЗимнинскиеУльяновы

***про книги **************
Вспомнил, что я писал по поводу давней тайны --- Гамлета писали не для простого народа (кто бы это не писал)
А вот интересно про Гамлета много раз снимали в разных странах .... а вот такой версии НИ РАЗУ ....
....... подумайте кто Главный Герой ГАМЛЕТА и о Чём это.

А ВИДЕЛИ ЛИ ВЫ КОГДА НИБУДЬ ТАКУЮ ВЕРСИЮ...

1. В те времена - это эпоха королей.
2. Гамлет не король, дядя-король не законный.
3. На спектакль важная публика, для которой и написано, приходит поздно, для этого сделан повтор сюжета с приезжими артистами.
4. Король настоящий ФОРТИНБРАС, появляется позже и делает выводы для Королей и вельмож сидящих в зале, он и герой и моралист.
Вывод -- насилие и война ничего не решают. !!!!!

КСТАТИ БЫЛА 100 летняя Война и она ЗАКОНЧИЛАСЬ на этом или после этого или даже в следствии этого !!!!

Все тёрки про несчастного Гамлета, конечно, для простой публики(среднего класса тогдашнего), они платили за билеты, а после этого ▬ Не главного спектакля в театре, начиналось Главное представление -- задирание быка медведем или кулачные бои.

Это про театр Глобус в Лондоне ...
скоро это будет во многих театрах ....
Сколько лет держится этот Заговор ????
Это про Шекспира -- был или это коллективный автор, вроде Бурбаки

Неуловимые мстители -- Фильм
Основа книга Красные дьяволята
В книге -- Китаец, Гимназист и Подросток --- это были Основные силы ""революции""
Китайские наёмники + Гимназисты + Деревенская неученая беднота
Потом в Первом фильме Китайца заменили на Африканца
а в сов. фильме (отличном) на Цыгана
Уж очень не хочется про Китайских наёмников вспоминать.
Это были очень боеспособные, отлично вооруженные (Западом) полки.
И ещё несколько из разных Восточно европейских стран и Прибалтики.
И били Рабочих и крестьян ....

а Слово о Полку Игореве появилось для обоснования другого Претендента на Престол.
Романовы -- были уже и не Романовы вовсе
и даже как Романовы мало кому нравились
хотелось другого


Re: Молчат Боятся Значит ПРАВДА

Остапа несло.

Шолохов написал?

Закон Ома знаешь? - моя работа!


Галковский нашел даже ключ-код, который заложил истинный автор 12 стульев на случай если придется доказывать в суде свое авторство.
Полагаю, авторство Ильфа и Петрова весьма сомнительным.
Ибо: произведение принадлежит перу гения. А Петров, например, писать вообще не умел. Ильф умел, но это был хороший журналист, но никак не гениальный писатель.
Ну и: начерта бы Ильфу тогда брать к себе в соавторы чекиста?
Надо хотя бы примерно представить себе, что представляла собой т.н. советская (новая) интеллигенция. То были жулики и мерзавцы еще те.

"начерта бы Ильфу тогда брать к себе в соавторы чекиста?"

Чтобы было кому деньги отдать. Ильф пишет, чекист - деньги получает.