?

Log in

No account? Create an account

masterok


Мастерок.жж.рф

Хочу все знать


Previous Entry Share Flag Next Entry
Зачем Баба Яга сажала детей в печь
masterok


Не знаю, читают ли сейчас современным детям сказки про Бабу Ягу и Кощея Бессмертного или только про "Литл Пони" и "Винкс", но раньше никто и не думал разбираться в этих былинах. А ведь там все очень интересно закручивается бывает.

Вот например Илья Муромец с большой вероятностью был реальным человеком, да и Алеша Попович очень возможно. А есть же еще и «неизвестные» русские богатыри и вообще былинный мир очень обширен.

А вот кстати интересная версия того, зачем в сказках Баба Яга сажала детей в печь...



Истоки этого образа исследователи связывают со временами матриархата, ей присущи многие черты женского духа-покровителя племени, и, кроме того, у нее есть одна важнейшая функция – Баба Яга охраняет границу между мирами, пропуская через нее только настоящих героев.

Выделяют несколько сюжетных линий, связанных с Бабой Ягой. Чаще всего она выступает как советчица-вещунья или похитительница детей. Первая ее ипостась – самая интересная. Дело в том, что этот персонаж в начальном своем значении является хранителем границы между нашим миром и царством мертвых, «тем миром», который в сказках выступает как Тридевятое царство.





Вторая роль сказочной Бабы Яги – похитительница детей, возможно, указывает на участие этого образа в древних обрядах инициации, которые часто были связаны с символической смертью.

Кстати, вопрос о ее возможном людоедстве также благополучно разрешается. Дело в том, что наиболее страшный эпизод, кочующий по многим сказкам – сажание ребенка на лопате в печь, этнографы связывают с очень распространенным у многих народов Восточной Европы обряде «перепекания младенцев». Не пугайтесь, делалось это с благими целями, и в принципе вредить детям не должно было.

Это странное на современный взгляд действие было очень распространено у наших предков. Например, ему подвергался в детстве Гаврила Романович Державин (об этом упоминает в жизнеописании классика В. Ходасевич). Одно из последних зафиксированных описаний проведения этого обряда относится к 1942 году! Человек, над которым его проводили еще, возможно, благополучно здравствует. Тем более, что делалось это всегда именно для прибавки новорожденному здоровья – чаще всего так пытались исправить – «перепечь» недостатки недоношенного или больного младенца (печь у наших предков имела огромное сакральное значение).

В разных местностях ритуал мог варьироваться, но основные моменты всегда оставались общими. Ребенка обмазывали специально приготовленным тестом (конечно, на особой воде и с массой наговоров), привязывали к хлебной лопате и трижды ненадолго отправляли в теплую (не горячую!) печь. В некоторых областях, правда, ребенка обязательно проносили над углями. В одних местах это поручалось бабушке-повитухе, в других – матери, в третьих – самой старой женщине в селении. Участниц всегда было несколько и действие сопровождалось их диалогом. Например, если обряд проводила мать, то у дверей могла стоять свекровь. Входя в дом, она спрашивала: «Что ты делаешь»? Невестка отвечала: «Хлеб пеку» — и с этими словами двигала лопату в печь. Свекровь говорила: «Ну, пеки, пеки, да не перепеки» и выходила за дверь, а родительница доставала лопату из печи.





Символизм таких действий в принципе ясен – ребенка, «не дошедшего до кондиции» в материнской утробе, «допекали» в печи, которая символизировала женское лоно. То есть младенец временно отправлялся назад в «тот мир», и приходил «на этот свет» повторно, получая одновременно благословение от семейного огня. Конечно, руководить таким обрядом могли только те, кто способен открывать и контролировать границу между мирами, к которой наши предки всегда относились крайне осторожно. Со временем Баба Яга - уважаемая покровительница рода, выполняющая роль связного между миром живых и мертвых, имеющая таким образом связь с предками, превратилась в сказочное чудовище, пожирающее младенцев.

Связывают такое превращение исследователи с изменившимися укладами и верованиями наших предков. Постепенно, при отходе от матриархата и изменении отношения к смерти, этот персонаж приобрел явно отрицательные качества. Кстати, трансформация образа Бабы Яги продолжалась и в XX веке – ей стали придавать комические черты глуповатой, даже кокетливой и не обязательно злобной старушки.


[источники]Источник: https://kulturologia.ru/blogs/210419/42889/



Posts from This Journal by “Традиции” Tag


promo masterok january 2, 2018 12:00 47
Buy for 300 tokens
Вот так выглядит трафик в блоге за 2019 год по месяцам. Это более трех миллионов просмотров в месяц, среди которых не только залогиненные в ЖЖ , но и любые просмотры из поисковых систем. При этом за месяц приходит около 800 000 посетителей. А вот статистика по дням одного из месяцов 2019…

  • 1
наиважнейшая функция, ах

"ей стали придавать комические черты глуповатой, даже кокетливой и не обязательно злобной старушки"
просто Миляр очень классно играл)

Не только - вспомните баб-яг в "Там на неведомых дорожках" и "Острове ржавого генерала". К 80-м такой образ стал практически мейнстримом!

ну так не в последнюю очередь из за Миляра и сложился образ)

А еще в русской печи мылись

У нас про тупого, мечушегося молодого человека по- литовски говорили, что он "недопечённый". Ещё на ютубе полно видеороликов из Испании, где "чёрт" с разбегу прыгает через младенцев, сидящих на земле. Для этого праздника выбирают "чёрта" из спортсменов. У европейских народов много сходства в этнографии.

"У европейских народов много сходства в этнографии."
Почти все европейские народы ведут род от индо-ариев. Соответственно, и их культуры исходят из одного источника и имеют немалое сходство. Даже в языках, хоть и ушедших далеко друг от друга, есть родственные базовые слова, которые нельзя объяснить заимствованием.

для карамелизации

в конце 60х в деревне камышловского района свердловской области лично я мылся в печи. Туда ставили пару ведер, когда печь немного остывала и была около +40, ждали пока вода согреется , заходили внутрь и этой водой мылись. мне было чуть меньше пяти но впечатлило на всю жизнь.

В любой книжке про бани, сауны и т.п., обязательно пишут, что в русских деревнях парились в печи.

Я ещё застала время, когда бабушка нас с братом мыла в печи. )))

ого! Прямо в печку что ли ставили тазик?

Ну она не остывала немного. Золу сметали. Застилали соломой. И мыли нас. От простуды так лечили - парили.

Людоедение вообще норм тема

Особенно если мяско молодое)))

Кстати колобка тоже пекли, полагаю, что это восходит вообще к мифу о сотворение человека (колобок \то типичный миф о первом неудачном творении).

  • 1