?

Log in

No account? Create an account

masterok


Мастерок.жж.рф

Хочу все знать


Previous Entry Share Next Entry
Мифы и правда об эпохе Возрождения
masterok

Оказывается у меня достаточно много накопилось постов с обсуждением и разбором всяческих «мифов». Постарался собрать их в кучу под тегом МИФЫ. Загляните кому интересно, может быть что то пропустили. А сейчас опять мифы и правда.

Когда мы слышим слово «Ренессанс», воображение сразу рисует светлый образ творца, легко и непринужденно создающего шедевры и гениальные изобретения. Однако на самом деле все было не совсем так или даже совсем не так. Наряду с созданием шедевров и переосмыслением традиций античности, в эпоху Ренессанса продолжалась охота на ведьм, были популярными алхимики и некроманты, а архитектурные памятники прошлого активно разбирались для хозяйственных построек.

Эта статья не является искусствоведческим трактатом и не претендует на истину в последней инстанции, но заставляет взглянуть на многое под другим углом.

Вот какие собственно мифы предлагается обсудить


Сандро Ботичелли, Рождение Венеры, 1482—1486г.

Миф

Ренессанс начался в XV веке потому, что именно в это время люди вновь открыли для себя Платона, Сократа и Аристотеля — и бум! Тут-то им и захотелось перенять и обновить все идеи древних. Все благодаря чтению и силе знаний.

Реальность

В понимании многих современников Европа благополучно вступила из дремучего Средневековья в век просвещенного Ренессанса, потому что люди «внезапно» обратились к трудам античных философов Аристотеля, Платона, Сократа.

Первые переводы классических латинских трудов были сделаны еще в конце VIII века при дворе Карла Великого. В течение следующих нескольких столетий итальянские и французские ученые переводили арабские и древнегреческие тексты по философии, математике и медицине. Таким образом, к XII веку студенты Западной Европы имели доступ к достаточно обширной коллекции знаний — не Google, конечно, но намного больше, чем нам может казаться.

Однако если древние знания были доступны уже тогда, почему же Ренессанс не случился намного раньше?

А он и случился. Дважды. Каролингское Возрождение и Возрождение XII века произошли задолго до Ренессанса, хотя их и включают в учебники по истории только в качестве сносок. Почему? Просто потому, что у них не было того единственного, что сделало Ренессанс выдающимся — красивых панталон заметного продвижения в области искусства. И причина была простой: отсутствие денег.

Зато к концу средневековья карманы Флоренции были полны монет, благодаря текстильной промышленности. К XV веку Флоренция походила на Уолл-Стрит до биржевого краха: люди богатели не из-за постоянного труда, а просто из-за умения вкладывать свои доходы в разные предприятия. Купцам и банкирам было подвластно все — вплоть до вызова дождя. Также у них было кое-что совершенно новое для человечества на этом этапе: у них появилось свободное время.

Чтобы заполнить пустоту, они оглянулись вокруг, и, за неимением интернета, решили обратить свои благосклонные взоры к искусству.

Скульптуры, картины и фрески начали пользоваться большим спросом, чем когда бы то ни было, и художники стали бешено популярны. Знания античности стали вновь востребованы — потому что появилась необходимость создания картин с большим количеством обнаженных женщин и прочих красот. Таким образом, Ренессанс вовсе не открывал древность, а лишь активно использовал ее знания и идеи, уже известные ранее.

Т.е на самом деле начало эпохе Возрождения положило падение Византийской империи. Бежавшие оттуда византийцы привезли с собой античные труды и трактаты из древних библиотек, предметы искусства. К XV веку Флоренция процветала, развитие текстильной промышленности сделало тогдашних господ богатыми. После того, как физические потребности были удовлетворены, флорентийцы решили направить свои взоры к искусству.

Для того, чтобы воспевать красоту человеческого тела, художники и скульпторы обращались к опыту античных мастеров, т. к. средневековая христианская мораль пропагандировала аскетизм и изможденность.


Рафаэль Санти, Диспута, 1509 г.

Миф

Совершенно невероятно, как много старинных памятников и зданий Италии выдержали испытание временем. Без сомнения, во многом благодаря Ренессансу, который изо всех сил старался сохранить все древние монументы… Верно?

Реальность

В то время, как ученые эпохи Возрождения были заняты поисками редких классических текстов, строители и архитекторы разрушали места, где эти тексты были написаны. Здания были разрушены, чтобы использовать камень для новых проектов. Некоторые из них сносились просто для освобождения места. Бесчисленные древние мраморные статуи были переплавлены для того, чтобы получить известь. Слишком сложно было закупать и привозить новые материалы, когда такие бесполезные старые развалины, как Храм Геркулеса или Колизей, просто стояли рядом и сами напрашивались быть разграбленными. Конечно, для нас они являются бесценными реликвиями прошлого, но для жителей тех времен это были просто огромные бесхозные трущобы, из которых еще можно было стащить что-то для своих построек.
Не только языческие, но и христианские памятники пали жертвой новой эпохи: простояв 1200 лет, Базилика святого Петра была разрушена для того, чтобы на ее месте был построен новый собор. И в нем, кстати, были использованы камни, взятые с развалин Колизея.


Микеладжело Буонаротти, фрагмент росписи Сикстинской капеллы, 1508 — 1512 г.

Миф

Ренессанс был веком живописи, музыки, херувимов и смешных бород. Это была эпоха хипстеров. А нет никого более умиротворенного и спокойного, чем хипстер, погруженный в искусство, не так ли?

Реальность

Покуда мастера эпохи Возрождения расписывали соборы и создавали шедевры, Влад Дракула украшал пики головами своих врагов. И он едва ли был исключением: Англия потеряла более 100 000 жизней в споре за то, кто будет новым королем. Венеция и все к востоку от нее потратила целый век на борьбу с Османской империей. Германия солидно поизносилась в рыцарской революции, затем в крестьянской революции — если сложить их вместе, вы получите столько террора и кровопролития, что Французская покажется просто восстанием в деревне смурфиков.
Начиная с 1494 года, Италия была местом, где войны с участием всех крупных западноевропейских держав не утихали в течение 60 лет. Чтобы справиться с ростом продолжительности, частоты и интенсивности этих войн, европейские лидеры начали создавать постоянные армии, которые способствовали дальнейшему увеличению их продолжительности, частоты и интенсивности. До 1500 года в среднем армия имела 15000 солдат, а концу XVI века это число увеличилось в 5 раз.

Миф

Должно быть, ренессансный Рим бы по-настоящему потрясающим зрелищем. И если наука наконец поторопится с созданием машины времени, мы все будем путешествовать только туда, чтобы сфотографироваться на фоне всего этого художественного сияния и заполнить инстаграм восторженными хэштегами.

Реальность

Хотите знать, как выглядел Рим эпохи Возрождения? Примерно как современный Урюпинск. В то время, как северные земли Италии процветали благодаря богатым купцам и притоку ремесленников, Рим обезлюдел и превратился в пустырь с быстро растущей популяцией преступников. Когда Папа покинул Рим в 1300-х годах ради более симпатичной резиденции во Франции, все пошло наперекосяк. Ведь город во всем опирался на него: на его влияние, казну, охрану, не говоря уже о паломниках и туристах, делавших щедрые пожертвования в пользу Святейшего. Рим нуждался в возвращении Папы, но догматические и политические противоречия не позволяли понтифику сделать это вплоть до самого начала эпохи Возрождения. Понятно, что город был к тому времени в плачевном состоянии.

В разгар Ренессанса численность населения Рима упала до катастрофически низкого уровня: всего 10000 жителей против миллиона в прошлом. В конечном итоге город вернул былую славу, но это было точно не в эпоху Ренессанса. Когда Папа вернулся в Рим, он обнаружил постапокалиптическое зрелище: в Форуме паслись коровы, а на ипподроме Циркус Максимус можно было наблюдать разве что забег овец. Святые церкви были заброшены. Хуже всего, что знаменитая система канализации древнего Рима была начисто уничтожена во время нападения варварских племен, поэтому запах в Вечном городе стоял очень специфический.


Микеланджело Буонаротти, Давид, 1501-1504 г.

Миф

После суеверного смрадного Средневековья Возрождение было глотком свежего воздуха, дыханием рационального, научного ветра там, где раньше все дышали только огнем и битвами.

Реальность

Возрожденческая Европа напоминала пьяный гуманитарный колледж, который слыхом не слыхивал ни о какой «естественной философии». Историки науки говорят, что Ренессанс практически сделал шаг назад в сравнении с более научно ориентированным Средневековьем. Все были слишком заняты искусством и прожиганием жизни, чтобы обращать внимание на такие скучные и прозаичные вещи, как обычная наука.
Практически все западные оккультные традиции берут начало у эпохи Возрождения. В это время всевозможные охотники за привидениями были не скоморохами, а университетскими профессорами. Целое поколение ученых практиковали и преподавали астрологию, некромантию, спиритизм и алхимию.

Но это не значит, что колдовство в эпоху Возрождения поощрялось. Колдунов убивали и в предыдущие века, но Ренессанс принес три волны усиления охоты на ведьм, им эти волны убили тысячи людей по всей Европе. Историки говорят, что количество преследуемых ведьм в «просвещенную эру» колеблется между 50 000 и 200 000.

Впрочем, не стоит винить во всем охотников на ведьм. Они всего лишь следовали инструкции — знаменитому «Молоту ведьм», на который можно списать хотя бы часть ответственности за этот геноцид. Ведь интернетом эпохи был печатный станок, а печатали на нем далеко не только Библию и научные книги. Печатали то, что вызывало интерес публики: а что, по-вашему, звучит увлекательнее — «Никомахова этика» или «Молот ведьм»? Ответ вполне очевиден.

[источники]источники
http://www.kulturologia.ru/blogs/031016/31619/
http://ribalych.ru/2014/04/14/mify-i-pravda-ob-epoxe-vozrozhdeniya/

Вот вам миф про древнеримский ЛАЙК, а вот гладиаторы Древнего Рима и популярные МИФЫ о Средневековье

Это копия статьи, находящейся по адресу http://masterokblog.ru/?p=37196.
Subscribe to  masterok

Posts from This Journal by “История” Tag


promo masterok январь 2, 2018 12:00 47
Buy for 300 tokens
Вот так выглядит 2017 год. А вот 2018 год показывает еще больший трафик, чем декабрь 2017: И вот один из дней - рекордсменов за всю историю журнала тоже уже в 2018 году: Красная цифра - это общее количество уникальных посетителей попавших в блог. В принципе эта цифра…

  • 1
В эпоху Возрождения, как и в любую эпоху новых упований, было распространенным чувство, что процветание придёт само собой, безо всяких тяжких трудов, а колхозники, слесарЯ и прочие сантехники тоже будут жить танцуя и поя, едя и пья вместе с Аллой ПугачЕвой и Филиппом Кркоровым, нифига ничиво ниделая. Так оно и получается. Жить все хочуть харашё, как и наобещано политиками, а работать для этого кому-то надо. Но не нам же, творцам и мечьтателям! Но кому тадА???

Мастерок! А как быть с арматурой стальной вовнутрях всяких статуй, колонн древних-предревних и иной хрени? Эт кто создавал? Иль все же тайм мэчин?

Ремонт никто и никонда не отменял. Нет ни одной картины, более-менее известной, которую бы не тронула кисть реставратора с новыми красками. Нет ни одной вполне известной статуи, от которой что нибудь да не отвалилось. И следует помнить, что стандарты реставрации резко менялись в течении времени. Из доморощенного лечения 19 века частных коллекций выросло научное внимание музейного мирового уровня. И опять же следует помнить, что часть коллекций - это копии и копии копий. Иногда оригинал недоступен, а вместо него именно копия.
Мы многого не знаем (материалов для изучения в сотни раз больше, чем вы видели оцифрованного картинками в интернете), но лезем туда с дилетантической, но активной конспирологией. Ладно бы учиться и впитывать. И задавать вопросы, пытаться понять. Но тут же, нахватались по верхушкам, заметили нечто - и ну давай распространять разоблачения! Это тупик.


По поводу науки эпохи Возрождения, автор, сосредоточившись на оккультизме и охоте на ведьм, как-то позабыл:
1. Бурный прогресс астрономии - гелиоцентрическую систему, повышение точности наблюдений, законы Кеплера, изобретение телескопа и многочисленные открытия, сделанные при его помощи.
2. Прогресс навигации и картографии: в короткий срок карты, которые в Средние века были немногим лучше детских рисунков, весьма приблизились к современным по качеству. А Великие географические открытия, большинство которых пришлось на эпоху Возрождения, позволили нанести на эти карты 80-90% океанов и побережий нашей планеты. Да и внутренние области Америки и Евразии тоже были исследованы в это время.
3. Прогресс кораблестроения. За 16-17 века парусный корабль стал надежным и вместительным океанским транспортом, способным без особых потерь доставлять по назначению людей и грузы.
4. Прогресс металлургии. Потребности военного дела, о которых пишет уважаемый автор, надо было как-то удовлетворять. Соответственно, появились доменные печи, впервые производство металла стало достаточно массовым соответственно растущим потребностям массовых армий.
5. Прогресс физики и математики. Открытие инерции, теория маятника, зарождение оптики (теория линз и вогнутых зеркал), открытие флюоресценции и др.
7. Общественные науки - двойная запись, теория меркантилизма, первые теории рыночных отношений (испанские иезуиты).
Last but not least - философия науки. Именно в это время наука избавляется от схоластики и встает на прочный эмпирический базис.
Так что уважаемый публикатор в данном вопросе не столько разоблачает старые мифы, сколько творит новые.

какой процент от населения - это все волновало? )))

А ещё Возрождение - это милейший клан Борджиа и резня между гвельфами и гибеллинами.

Гы-гы-гы! Вы, простите, говнотарий? Тады понятно. Завод вы видали тока в кино, а эвольвенту сроду не считали. Разрыв технологий, милай! Не могли древние греки иметь стан прокатный для стали, чтоб арматуру мастрячить. Для того стана, помимо нагретого металла, вальцы нуна, а на те вальцы подшипники. Эт тот же самый тупик и ступор для традхистериков, кады им вопросы про шкворни тележные задаешь. Покажите мене хоть един деревянный шкворень? А и нету таких в наличии ни в одном из мировых музеев. Все имеющиеся шкворни - металлические, работающие с металлическими же втулками-дисками. А это ужо, по меньшей мере, доступность хорошего железа (на едину телегу около пуда надоть) в массовом порядке для хрустьян, кои по традхистерии телеги четырехосные имели. Ага. И китайцы древние не могли швейцарских часов иметь. А они и-есть. В гробнице найдены. Откель? А скандал с терракотовыми воинами, коих в Гамбург привезли в музей, а дотошные фрицы возьми да и проверь древность. А вышло у них десятилетие всего. Ваще весь древний Китай сплошной фейк. Вам, как поклоннику традхистерии, этого ли не знать? Все древние книги уничтожены в осьмнадцатом веке. Официальная традхистерия. Ышшо раз - гы!

Любезные любители традхистерии. Ужель вам всем непонятно, что налицо разрыв технологий. Впрочем, об чем это я, вы ж завод тока в кино видали, а про эвольвенту и обработку по ней и не слыхали ваще ан масс. Не могли ранее позапрошлого века прокат выпускать. А статуи находят в земельке с арматурой. И колонны стоят с арматурой в "древних" Афинах и Риме с Пальмирою и Стоунхенджем. И шприцы находят в Помпеях, а их ваще официально придумали лишь в 1853 году. Эт куда засунуть? И какой кузнец иглы к тем шприцам ковал. Нут-ка покажите мене того умельца. Гы!
Учитесь гвозди для первоначалу забивать, а потом про молоток оды сочиняйте. Вона, бля, во французии замок строят, дескать, соблюдая технологии серединных веков. И ведь скоро уж четверть века как. 55 рыл строителей и по три сотни хиви ежегодно. И ни шиша ышшо и не построили. А тех замков во Французии сотни ежели не тыщи. А ышшо Фландрия, Гишпания, Неметчина, Поляндия и тд, и тп, и см на след стр. Десятки тыщ замков. Нут-ка считаните, скока рыл те десятки тыщ замков строить должны, коль по традхистерии строили те замки не десятилетиями, а пятилетием максимум? А сколь рыл должны вкалывать, чтоб тех горе-строителей кормить и обувать-одевать? Чо, сумасшедшая цифирь получается, да? То-то и оно. Математика - царица наук. А традхистерия - ненаучная фантастика. Фэнтези, йопа мама!

Так никто и не строил, народ посадили на готовую инфраструктуру , уровня последней трети 19 века, придумали каждому историю , снабдили языком , религией, научными знаниями, специальностью- эволюционируйте гуманоиды. Противоречия исторические, религиозные , наличие груды средств для убийства себе подобных, видимо тоже один из замыслов.

Для начала автору этого опуса было бы неплохо выяснить, что такое миф. Мы же здесь говорим не о традиционном, архаичном мифе. Миф - не ложь, а в образно-символической форме отражённая сознанием реальность. Чтобы это понять, стоит почитать Лосева, Кассирера, Леви-Строса, Лобка.
Поэтому правильнее назвать это заблуждениями.

Про Возрождение действительно многое мы не так представляем.
А вот про Средневековье в развенчании мифов очень много спорного.



  • 1