?

Log in

No account? Create an account

masterok


Мастерок.жж.рф

Хочу все знать


Previous Entry Share Next Entry
Для чего нужна профессия дирижера
masterok

Признаюсь честно, я очень долго думал про себя, зачем вообще оркестру дирижер. Смотрел концерты и наблюдал — мало кто из музыкантов вообще на него смотрит. При этом дирижер вел себя так, как будто без него тут вообще ничего играть не будет и музыка просто остановится. Физически он «работал» чуть ли не за весь оркестр.

Неужели музыканты не могут сами сыграть по нотам?

Чтобы выяснить для себя этот вопрос окончательно я отправился в «гугл» и вот что там нашел.

Коллектив симфонического оркестра насчитывает примерно 70–80 человек, а иногда и больше. Музыкант, который сидит в правом углу, скорее всего, не слышит, что играет его коллега в левом. Просто физически невозможно уловить звуки с других рядов, если возле вашего уха выступает, скажем, двухметровый контрабас.

Без дирижера ошибиться проще простого. Структура этой профессии многокомпонентная. Руководитель оркестра должен держать в своей голове полный спектр музыкальных знаний: стилистические особенности музыкального текста, соотношение текста с темпом, комплекс выразительных средств, приемы звукоизвлечения, динамику, фразировку, артикуляцию, индивидуальность инструмента каждого отдельного участника оркестра. У дирижера перед глазами партитура, в которой видны все части музыкального исполнения каждого отдельного музыканта, в то время как музыкант видит только свою партию инструмента. Без дирижера наступит хаос.

Впрочем, в Москве в 20–30-е годы XX века была попытка создать оркестр без дирижера. Он назывался «Персимфанс». Группа высококлассных музыкантов под влиянием большевистской идеи коллективного труда поставила своей задачей стать единым слаженным организмом. Отличие от оркестра с руководителем было только в рассадке: все участники «Персимфанса» садились по кругу, чтобы видеть друг друга. Оркестр просуществовал примерно десять лет. Это был довольно успешный проект, но идея все же не прижилась, оставшись в истории как экзотический музыкальный эксперимент.

Это копия статьи, находящейся по адресу http://masterokblog.ru/?p=37898.

Posts from This Journal by “Вопрос” Tag


promo masterok январь 2, 2018 12:00 47
Buy for 300 tokens
Вот так выглядит трафик в блоге за 2019 год по месяцам. Это более трех миллионов просмотров в месяц, среди которых не только залогиненные в ЖЖ , но и любые просмотры из поисковых систем. При этом за месяц приходит около 800 000 посетителей. А вот статистика по дням одного из месяцов 2019…

  • 1
двухметровый контрабас, ага

двухметровый контрабас загородит первую скрипку однозначно!

Дирижерша - агонь!))

А скрипач справа от неё - лёд ))
Интересно, что играют

Это не скрипач, а альтист.
А играют "Дансон №2" Артуро Маркеса
https://www.youtube.com/watch?v=YfKBfH0g_Hc

Edited at 2019-06-20 04:25 am (UTC)

Не прижилось, это слабо сказано, потому что в ХХ веке профессия дирижера перестала быть технической, как ее рисует ваш пост. Дирижер создает концепцию исполнения, ведь одну и ту же музыку, по одним и тем же нотам можно сыграть по-разному, в этом-то и состоит суть исполнительского искусства.

читать умеете?
"стилистические особенности музыкального текста, соотношение текста с темпом, комплекс выразительных средств, приемы звукоизвлечения, динамику, фразировку, артикуляцию, индивидуальность инструмента каждого отдельного участника оркестра"

Ага, объясните мне, музыканту, что такое чтение партитуры. А заодно, почему Караян и Арнонкур одни и те же "стилистические особенности музыкального текста, соотношение текста с темпом, комплекс выразительных средств, приемы звукоизвлечения, динамику, фразировку, артикуляцию, индивидуальность инструмента каждого отдельного участника оркестра" ухитряются исполнять по-разному.

а вы действительно читать не умеете.
ну, кроме партитур разумеется.
ну так позвольте я, как музыкант музыканту, как дирижер исполняемого нами дуэта ещё раз вам артикулирую свою мысль или мысль Караяна и Арнонкура?:
"стилистические особенности музыкального текста, соотношение текста с темпом, комплекс выразительных средств, приемы звукоизвлечения, динамику, фразировку, артикуляцию, индивидуальность инструмента каждого отдельного участника оркестра" зависят от дирижера.

Все, что вы перечислили - качества авторского текста, созданного композитором, основа для интерпретации.
Поняла, вы из тех музыкантов, которые не понимают разницы в исполнении Баха и Шопена, там, где стаккато, играете легато, где композитор написал пиано, включаете фортиссимо, а оркестр видите как набор солистов.
Успеха вам.

ммда...
и вам не хворать.
хотя, впрочем, кажется уже поздно ))

А для чего нужны учебники? Чтобы не писАть "что бы".

Мне нравится Зубин Мета.
Который сопровождал концерты трёх теноров.

монитор - лишь рабочий инструмент музыканта.
как звукореж, могу сказать: когда впаривают, что музыку надо слушать на мониторах, ибо услышите её в первозданном виде, как её хотели донести до слушателя музыканты, знайте, вам ссут в уши.

  • 1