?

Log in

No account? Create an account

masterok


Мастерок.жж.рф

Хочу все знать


Previous Entry Share Flag Next Entry
Как Рига осталась без метро
masterok

Назло «оккупантам» пошли пешком: как Рига отказалась от метро

Рижский метрополитен — крупнейший инфраструктурный проект Советского Союза в Прибалтике, который националисты сорвали еще до начала строительства и до распада СССР. Метро стало поводом для разгонки антисоветских настроений и русофобии среди латышей: разговоров о том, что для строительства навезут «русских оккупантов» и отберут Ригу у Латвии. В результате Рига задыхается в пробках без зеленых зон и чистого воздуха и о метро не мечтает: Евросоюз не Москва, он метро строить не станет.

В конце 1980-х годов в столице Латвийской ССР шел бурный промышленный рост, развивались транспортная и логистическая инфраструктуры, заселялись новые спальные районы (Плявниеки, Иманта), планировалась застройка Дрейлини.

А самое главное — неуклонно росла численность населения Риги: как за счет высокой рождаемости, так и по причине притока молодых высококвалифицированных специалистов из других республик Советского Союза. Согласно статистическим данным, в столичном округе проживало более 988 тысяч человек. Все эти факторы указывали на то, что настало время задуматься над строительством метрополитена.

Назло «оккупантам» пошли пешком: как Рига отказалась от метро

Планы по строительству Рижского метро родились еще в 1970-е годы. Тогда специалисты в области градостроения составили комплексную схему движения общественного транспорта. Рига начала испытывать проблемы с пробками, и чиновники министерства сообщения Латвийской ССР совместно с ответственными структурами горисполкома задумались над самыми эффективными методами избавления от транспортных заторов.

Одни высказывали предложение о реконструкции железнодорожного полотна. Другие выступали за введение в эксплуатацию современных скоростных трамваев.

Однако руководство транспортного отдела Совета Народных депутатов прямо заявляло, что единственный приемлемый способ обеспечить высокую мобилизацию населения Риги — строительство метро.

Советская стратегия городского развития предполагала, что работы по созданию метрополитена следует начинать только тогда, когда число жителей города приблизится к миллиону. У чиновников был весомый довод: Рига занимала третье место среди всех городов СССР по количеству поездок на общественном транспорте на душу населения.

Именно поэтому комиссия СССР по государственному планированию решила принять к рассмотрению идею строительства метро в Риге несмотря на то, что до миллиона не хватало еще ста пятидесяти тысяч человек.

Назло «оккупантам» пошли пешком: как Рига отказалась от метро

Московский институт «Метрогипротранс» занимался разработкой транспортной схемы, техническим обеспечением и обоснованием экономической базы. Именно московские метростроители в конце 1970-х годов должны были подготовить подробную смету расходов по сооружению рижского собрата.

Технико-экономическое обоснование необходимо было завершить к 1978 году; сам проект планировалось разработать к 1981 году; на строительство станций метро выделялось еще девять лет.

Таким образом, сдача в эксплуатацию метрополитена в столице Латвийской ССР предполагалась к 1990 году. Это был год, который, как мы знаем, оказался для советской Латвии роковым.

В любом случае, работа закипела. В 1977 году в отделах транспортного управления решили, что в Риге будут построены две линии метрополитена.

Назло «оккупантам» пошли пешком: как Рига отказалась от метро

Первая должна была начинаться в Плескодале (окрестности микрорайона Золитуде) и заканчиваться в Пурвциемсе и Дрейлини. На тот момент Дрейлини была маленькой пригородной деревней. Но в соответствии с градостроительным планированием на ее месте вскоре должны были воздвигнуть крупный спальный район.

Вторая линия должна была соединить северный Милгравис (район контейнерных терминалов и доков) и южный левобережный Зиепниеккалнс с частным сектором.

Строительство собирались начать с маршрута «Засулаукс — ВЭФ», на котором следовало открыть восемь станций: «Засулаукс», «Аврора» (известная в Латвийской ССР чулочно-носочная фабрика), «Даугава», «Центральная», «Кирова» (ныне улица Элизабетес), «бульвар Райня», «Ошкалны» (в честь латвийского партизана-антифашиста Отомара Ошкална; ныне Земитаны), «ВЭФ».

Назло «оккупантам» пошли пешком: как Рига отказалась от метро

Главной функцией первой линии метро была организация перемещения работников крупнейшего латвийского предприятия из спальных районов Задвинья, где люди, занятые в индустриальном комплексе, получали квартиры по распределению.

Именно по этой линии разработчики плана рижского метрополитена ожидали наибольшего пассажиропотока: в час-пик здесь хотели пустить до сорока составов. Неудивительно, что руководство завода «ВЭФ» выказало горячую поддержку планов строительства.

Первоначальный план расходов на сооружение подземной транспортной системы Риги предполагал выделение 300 миллионов рублей (колоссальная по тем временам сумма).

Примечательно, что время в пути от исходной до конечной станции должно было достигать двенадцати минут. Это был отличный показатель. Судя по публикациям в газетах того времени, рижане активно поддержали строительство метро. Что касается городских властей, то они были буквально очарованы этой идеей.

Рига, как объявлялось во всеуслышание, может стать первой столицей Прибалтийских республик, где будет реализована идея строительства метрополитена.

Назло «оккупантам» пошли пешком: как Рига отказалась от метро

Впрочем, на рубеже 1970–1980-х годов процесс согласования проекта несколько замедлился. Столичные инженеры столкнулись с необходимостью решения важнейших проблем. Беспокойство специалистов-метростроителей вызывали неустойчивые грунты, а также обилие болотистых почв.

Назло «оккупантам» пошли пешком: как Рига отказалась от метро

В конце концов, техническая база была готова на год позже, в 1980-м. Но для того, чтобы начать проект, следовало провести широкомасштабную подготовительную работу. Например, нужно было построить склады, депо и станции, также предполагалось разрушить несколько зданий.

Согласно планам, депо необходимо было соорудить в Болдерае, на улице Доломитов, а базу — в Межапарке. До тех пор, пока все эти объекты не завершены, работы по строительству самого метро не могли начинаться. Это указание привело к задержке начала строительства до 1990 года. Ввод же пусковой установки был отложен на 1997 год.

В результате задержки план строительства метрополитена в Риге был готов в 1988 году. В окончательном проекте предполагалось открытие трех линий: Иманта — Центр — Югла — Дрейлини; Межапарк — Центр — Зиепниеккалнс; Центр — Булли (приморская полуостровная зона в северной части города).

Назло «оккупантам» пошли пешком: как Рига отказалась от метро

Тема метро актуализировалась в общественном сознании весной 1987 года. Многие латвийские периодические издания посвящали проекту целые газетные полосы.

Руководство горисполкома всячески приветствовало выдающуюся стройку века, которая должна была на долгие годы обеспечить крупнейшему городу Прибалтики высокий статус развивающегося мегаполиса и колоссальные мобилизационные возможности.

Тогда же прозвучало сообщение о том, что у рижского метростроения есть все шансы стать самым дорогим в истории Страны Советов. Журналисты констатировали, что Рига уже получила 25 миллионов рублей на реализацию проекта. Утверждалось, что один километр подземного сообщения требовал вложений от 25 до 26 миллионов рублей.

Примечательно, что большую часть финансовых расходов покрывала Москва. Латвийская ССР, в свою очередь, должна была оплатить строительство базы (10–12 миллионов), инженерного корпуса (2,5 миллиона), работы по соединению станций с улицами Риги (4–5 миллионов рублей).

Выходит, что Рига могла получить собственное метро, затратив на него всего лишь 18 миллионов рублей.

Надо отметить, что в очереди на строительство подземной транспортной инфраструктуры стояли и такие города СССР, как Одесса и Омск, однако предпочтение отдавалось именно Риге.

Назло «оккупантам» пошли пешком: как Рига отказалась от метро

Между тем в конце 1980-х годов в Риге наступили тревожные времена. Медленно поднимало голову антисоветское движение. Планировалась организация масштабного народного выступления. Дебаты в газетах по поводу строительства рижского метро были использованы как повод для начала первых протестных акций.

Организаторы митингов давили на национальные чувства латышей, утверждая, что для строительства метро надо будет пригласить большое число рабочих из Ленинграда, что повлияет на внутриэтническую структуру республики.

Страх остаться национальным меньшинством на фоне русскоязычного большинства стимулировал выход на улицы сотен тысяч латышей в 1988 году.

К тому же среди населения распространялись слухи о том, что в случае строительства метро Латвия утратит контроль над своей территорией, а Рига будет признана крупным региональным центром, не соответствующим латвийским масштабам. Таким образом вдохновители протестного движения намекали на возможную национально-политическую автономизацию Риги.

Назло «оккупантам» пошли пешком: как Рига отказалась от метро

Больший абсурд и представить было трудно, поскольку Рига и юридически, и фактически обладала статусом столицы Латвийской ССР, и ни у одного советского руководителя любого уровня не могла возникнуть мысль отделить Ригу от Латвии.

Вскоре в массовое сознание были внедрены домыслы о том, что будущее рижское метро якобы не приспособлено для нужд людей с ограниченными возможностями.

В качестве примера координаторы общественного мнения указывали на недостатки в структуре Московского метро, которое, дескать, совершенно не принимало во внимание потребности маломобильных групп населения.

Затем на вооружение был взят аргумент о том, что строительство рижского метро может повредить большую часть исторической застройки Старого города. Протестующие также высказывали недовольство слишком большим расстоянием между станциями — якобы это повлечет серьезные неудобства в передвижении. В качестве контраргумента звучали слова о том, что длинные тоннели неудобны для переходов.

Назло «оккупантам» пошли пешком: как Рига отказалась от метро
Такими могли бы быть вагоны Рижского метро, если бы его успела построить советская власть

Реализация проекта Рижского метрополитена, в который советское правительство вкладывало огромные финансовые и организационные ресурсы, стала официальным поводом для раскачки антисоветского движения и обкатки современных протестных технологий, которые впоследствии привели к демонтажу советского государства.

Сегодня, будь в Риге метро, горожане вообще не испытывали бы проблем с пробками, а воздух в столице был бы чистым.

Любой рижанин мог бы добраться из одного района до другого за десять-пятнадцать минут. Были бы заменены старые, давно эксплуатируемые инженерные коммуникации. Сохранилась бы в большем количестве зеленая зона, участки которой вырубали для строительства парковок. Существовали бы новые общественно-культурные и коммерческие подземные пространства, хорошо утепленные и освещенные, которые были бы открыты с раннего утра до позднего вечера.

Назло «оккупантам» пошли пешком: как Рига отказалась от метро

Однако история распорядилась иначе. Скоро Латвия обрела суверенитет и, погрязнув в продолжительном экономическом кризисе, на долгие годы забыла о рижском метрополитене, первую линию которого планировалось сдать в эксплуатацию к 2002 году.

Окончательно завершить работы над метрополитеном Риги, который должен был состоять из тридцати трех станций, планировалось к 2021 году. Сегодня можно утверждать, что даже маленькая скромная линия метро в столице независимой Латвии не будет построена.

Филей Александр

[источники]
Источники:
http://www.velykoross.ru/news/all/article_5088/?utm_source=finobzor.ru

Это копия статьи, находящейся по адресу http://masterokblog.ru/?p=38635.

Posts from This Journal by “СССР” Tag


promo masterok january 2, 2018 12:00 47
Buy for 300 tokens
Вот так выглядит трафик в блоге за 2019 год по месяцам. Это более трех миллионов просмотров в месяц, среди которых не только залогиненные в ЖЖ , но и любые просмотры из поисковых систем. При этом за месяц приходит около 800 000 посетителей. А вот статистика по дням одного из месяцов 2019…

Ну это же "Зрада"! Нет никакого тоталитарного метро!

Пожирающего деньГи налогоплательщиков. Пронесло. Не то что Казань к примеру.

разговоров о том, что для строительства навезут «русских оккупантов»

Так и было бы. А сейчас еще и это быдло требовало бы особых прав для себя. Молодцы латыши.

Edited at 2019-06-27 06:23 pm (UTC)

И так вся Латвия была забита военными пенсионерами и работниками всяких отраслей союзного подчинения - пароходства, железнодорожники и т.д. До сих пор от остатков этого ватного быдла избавиться не могут.



Теорию Дарвина про успешность вида мы отметём как разработанную белым учёным...

Edited at 2019-06-27 06:39 pm (UTC)

Ничего. Африка поможет.

очень хорошо что не стали строить

Зато построили метро в Киеве, Днепропетровске и Тбилиси. В Харькове пусть, всё-равно там скоро будет ХНР.

Пущай в Мск или СПб призжают и...

...и катаются сколько захотят. Нам не жалко.

В вонючем московском метро никто не захочет добровольно кататься.

хорошо, что не построили. а то пришлось бы взрывать, что бы избавится от ненавистного присутствия промышленности и транспорта

Вот денег на проектные работы жаль. Латвия же регион-реципиент, ничего в бюджет не давала, только жрала как не в себя.
А так - два раза слава богу.
Первый раз - что больше нет Латвии в любом виде (хоть тушкой, хоть чучелом) в составе любого союзного государства с Россией. Пусть теперь ЕС решает проблему, что с ними делать, и как их кормить.
Второй - что больше нет правительства СССР, которое метало бисер перед свиньями, но забывало о действительно насущных проблемах. В Москве до сих пор в половине районов метро нет. А в некоторые провели в прошлом году. При населении района сравнимом с населением Риги.

А зачем вы её тогда аннексировали, раз она жрала?

К слову это нормально, что заложники саботируют бандитов. Хочется ведь побыстрей освободитьСя. А сейчас, на свободе, они живут припеваючи, ен то что в России.

Молодцы латыши. Украинцы вон прошляпили и имеют всякие лднр.

Точно. надо было хохлам вовремя -сразу после развала СССР - разрушить все шахты в Донбассе и все производство. Не догадались.

Edited at 2019-06-27 08:18 pm (UTC)

Пробок в Латвии нет. Там никого нет.

Ну так. А зато они нерабы. С европейскими ценностями.

Бедный Омск так без метро и мучаемся.

"Такими могли бы быть вагоны Рижского метро, если бы его успела построить советская власть" Автор не различает вагоны трамваев и вагоны полноценного метро?




Это Волгоград, например...

Повезло то как русским, такую обузу с шеи скинули...

Там по мимо всей нац.фигни, самое главное, что почва в Риге песчаник, и строить метро... можно, но будет как в Кёльне
https://www.dw.com/en/german-officials-reveal-cause-of-2009-cologne-archive-collapse/a-38805218