?

Log in

No account? Create an account

masterok


Мастерок.жж.рф

Хочу все знать


Previous Entry Share Next Entry
Подводная лодка под парусом
masterok

Русская подводная лодка Нерпа
Русская подводная лодка «Нерпа» с поставленным для маскировки парусом, 1916 г.

Подводная лодка под парусом — это не фантастика. И речь не о первых опытах подводного плавания. В истории ХХ века тоже бывали случаи, когда паруса, поднятые над субмариной, оказывались весьма кстати.

Например, пока подлодки были лишь «ныряющими» и большую часть крейсерства проводили в надводном положении, поставленный на перископе парус или его имитация служил отличным средством маскировки: издали субмарину легко было принять за маленькое рыбачье судно. Подводники получали возможность первыми опознать встреченное судно и предпринять соответствующие действия.

Именно так поступали, в частности, командиры подводных лодок Черноморского флота в годы Первой мировой войны.

А вот обстоятельства, вынудившие в апреле 1942 года поднять импровизированные паруса над советской подлодкой «Щ-421», были весьма драматическими. «Щука» подорвалась на немецкой противолодочной мине, лишилась хода и возможности погружаться. Чтобы предотвратить дрейф к вражескому побережью, из чехлов дизелей экстренно сшили парус и подняли его на перископе. Конечно, доплыть с таким движителем до базы было нереально, поэтому после подхода подлодки «К-22» и неудачной попытки буксировать аварийную «щуку», последнюю пришлось затопить. Экипаж «Щ-421» перешёл на «катюшу» и прибыл в базу без потерь.

Экипаж подводной лодки Щ-421

Экипаж подводной лодки «Щ-421».

Встреча подводных лодок К-22 и Щ-421

Встреча подводных лодок «К-22» и «Щ-421». Художник А. Заикин.

Следует также упомянуть об экспериментах с применением парусов на современных эсминцах, проводимых американцами перед Второй мировой войной. Определённая логика в этих опытах была: огромные просторы тихоокеанского театра заставляли рассматривать паруса и как средство экономии топлива, и как аварийный движитель. Правда, в боевых условиях использовать парусное вооружении на военных кораблях оказалось невозможным.

Американский эсминец Tucker

Американский эсминец «Tucker» под парусами, конец 1930-х гг.

Импровизированные паруса на эсминце Somers

Импровизированные паруса на эсминце «Somers», 1941 г.

Зато несколько советских катеров типа МО-4, базировавшихся на Тихом океане, в 1942-1943 годах по инициативе их экипажей были оснащены парусами наподобие шлюпочных. Это было вызвано тем, что установленные на катерах шумопеленгаторы «Посейдон» при работе двигателей оказались малоэффективны, а движение под парусами в режиме прослушивания резко увеличивало дальность обнаружения подводных целей. Столь оригинальную идею предложил капитан-лейтенант М.Сагуленко, а проект парусного вооружения катера разработал бывший севастопольский яхтсмен старший лейтенант Н.Полонский.

Морской охотник типа МО-4 под парусами

Морской охотник типа МО-4 под парусами. Художник А. Сазанов («Катера и яхты» №2 за 1986 г.).

По мнению командира экспериментально «парусного» катера капитан-лейтенанта Я.Копылова, применение парусов попутно давало еще два преимущества: делало морской охотник абсолютно незаметным для акустиков вражеской субмарины, а также позволяло экономить топливо. Правда, в 1943 году на вооружение поступили новые гидролокаторы «Тамир», эффективность работы которых уже мало зависела от шума собственных двигателей. Соответственно, надобность в парусах на морских охотниках отпала.

А вот совсем недавно разрабатывался проект грузового парусного судна в Токийском университете. Вернее, даже не судна, а складного пятисекционного пластико-аллюминиевого автоматически контролируемого паруса шириной 20 м высотой 50 м. Установить такие паруса можно будет на любое грузовое судно, наиболее эффективным использование таких парусов разработчикам представляется на танкерах и балкерах. Предполагаемая стоимость кождого паруса ~ $2.5 млн., ожидаемая окупаемость (за счет экономии топлива) — от 5 до 10 лет.

Вот тут подробнее про такие ТУРБОПАРУСА — http://masterok.livejournal.com/1481368.html

[источники]источник http://ocean-media.su/submariny-i-e-smintsy-pod-parusami/ http://www.morehod.ru/forum/kajut-kompanija/torgovoe-sudno-s-parusom-t14953-60.html

А видели ли вы когда нибудь Корабль под турбопарусами . Во еще Самая большая парусная яхта в мире и первое в мире грузовое судно с тягой в виде паруса.

Это копия статьи, находящейся по адресу http://masterokblog.ru/?p=40011.

Posts from This Journal by “Корабль” Tag

  • Самый быстрый парусник в мире

    И хотя парусные суда переживают в наше время период серьезного упадка, все равно появляются новые разработки в этой области, которые позволяют…


promo masterok январь 2, 2018 12:00 47
Buy for 300 tokens
Вот так выглядит трафик в блоге за 2019 год по месяцам. Это более трех миллионов просмотров в месяц, среди которых не только залогиненные в ЖЖ , но и любые просмотры из поисковых систем. При этом за месяц приходит около 800 000 посетителей. А вот статистика по дням одного из месяцов 2019…

  • 1
соответствующее действие, ну ок

Я и не знал, что в первую мировую на флоте были подводные лодки. Я думал, что тогда это было лишь экзотическим экспериментом.


меня гложет один вопрос, может кто знает ответ

считается (согласно русской википедии), что шнорхель для подводной лодки был изобретен русским офицером командиром ПЛ (сыном потомственного орловского дворянина) в 1910 году . но меня гложет вопрос- от чего же название у него чисто немецкое (хотя при ссср сделали все,чтобы сменить на аббревиатуру РПД)? Ну можно еще понять почему в русском флоте все названия морской снасти на кораблях или голландского или английского происхождения. Но вот почему единственное по сути "прорывное" русское изобретение для подводного флота называется на немецком шнорхелем.. в "великом могучем" русском языке ведь вроде как никогда не было особой проблемы для словотворения любых слов

  • 1