?

Log in

No account? Create an account

masterok


Мастерок.жж.рф

Хочу все знать


Previous Entry Share Next Entry
Зачем в СССР хотели прорыть туннель до Сахалина?
masterok

В сталинской эпохе много белых пятен и неразгаданных тайн, которые и сегодня покрыты паутиной секретности. К ним относится и амбициозная идея сооружения подземного перехода под Татарским проливом. Мало кто знает, что Сталин инициировал тему объединения Сахалина с материковой частью суши посредством тоннеля.

Начало этого загадочного строительства скоро отметит свой восьмидесятилетний юбилей.

1.

«Стройка века» успела вовремя начаться, но из-за комплекса проблем так и не была доведена до логического завершения. Что предшествовало началу секретной стройки и как закончилась строительная эпопея – для  многих и сегодня остается загадкой, полной домыслов и неопределенности. Постараемся восстановить вехи исторической стройки, остановимся на нюансах сооружения тоннеля и оценим реальность этой фантастической для своего времени идеи.

 

2.

Сахалинский тоннель – об исторических предпосылках строительства. 

По информации историков, вопрос сооружения подземной магистрали впервые был озвучен задолго до прихода Сталина к власти. Однако в то время реализация проекта была признана нецелесообразной с экономической точки зрения. Повторно амбициозный проект обсуждался в конце 20-х годов прошлого века.
К инженерным изысканиям успели приступить намного раньше, чем началась Отечественная война. Рассматривался вопрос постройки тоннеля в наиболее узком участке Татарского пролива. Магистраль должна была иметь стратегическое значение при перевозке грузов в мирное время и снабжении воинских частей на острове в военный период.

 

3.

Проект приобрел реальные очертания в 1950 году, когда был утвержден секретный указ Совета министров. Постановление высшего государственного органа предусматривало сооружение железнодорожной магистрали, связывающей город Комсомольск-на-Амуре с селом Погиби, находящимся на Сахалине.

В соответствии с информацией, изложенной в постановлении, были намечены сроки завершения строительства к 1953 году и пуск тоннеля в эксплуатацию не позже конца 1955 года. Общая длина ветки железнодорожного сообщения должна была достигать 327 км, из которых 8 км пути планировалось выполнить в скалистых грунтах, расположенных под водами пролива.

 

4.

Реализации грандиозного для своей эпохи проекта помешала смерть вождя. Объект так и не был сдан в эксплуатацию, хотя стройка было начата серьезными темпами. Однако впоследствии строительные мероприятия заморозили. Сегодня о сооружении туннеля можно найти различную информацию. Какие сведения правдивы, а что является домыслами – решать историкам. Ведь строительство проходило под грифом «секретно». Основываясь на воспоминаниях людей, сегодня по крупицам удается воссоздать реальную картину

Таежное строительство – скупые факты.
Несмотря на то, что с момента начала строительства прошел довольно внушительный период времени, документальных подтверждений и правдивой информации мало. Сегодня достаточно сложно отличить мифы от реальности. Большинство правдивых сведений основано на воспоминаниях участников строительной эпопеи, доживших до наших времен. Постараемся разложить все «по полочкам».

 

До начала сооружения сахалинской магистрали проведен колоссальный подготовительный цикл. Строились мостовые переходы, сооружались порты, формировалась соответствующая инфраструктура, сдавались железнодорожные ветки, длина которых превысила 200 км. Специалисты в строительной области из разных городов вербовались на дальневосточную стройку. Местом дислокации был выбран район на мысе Лазарева.

 

5.

К работе были подключены не только опытные строители, участвующие в сооружении линий метро, но и заключенные из различных лагерей Сибири и досрочноосвобожденные, которые не получили разрешение на возврат домой. Для выполнения земляных работ была привлечена мощная техника. Ведь без огромных экскаваторов, тяжелых бульдозеров и вместительных самосвалов справиться с решением такой задачей было невозможно.

 

Несмотря на привлечение мощного потенциала, успели сделать не очень много. С двух сторон предполагаемого туннеля были возведены дамбы, пробурены шурфы и частично обустроены входы. Однако из-за смерти вождя стройку заморозили и работы не были завершены.

 

6.

Историческая оценка и реальность перспектив.
Скорее всего, тоннель построили бы. С идеологической точки зрения, для демонстрации мощи советского государства он был также необходим, как ВДНХ, метро и высотные здания в столице, Беломорканал и поворот вспять быстроходных рек. В прессе того времени о стройке века нельзя было найти никаких сообщений из-за уязвимости проекта с военных и стратегических позиций.

В конце прошлого века к вопросам недостроенного тоннеля снова вернулись. Специалисты не отрицают актуальность реализации идеи. Удастся ли воплотить в жизнь задуманное – покажет время…

[источники]
http://gorod.tomsk.ru/index-1565238695.php

Это копия статьи, находящейся по адресу https://masterokblog.ru/?p=42760.

Posts from This Journal by “Сооружения” Tag


promo masterok january 2, 2018 12:00 47
Buy for 300 tokens
Вот так выглядит трафик в блоге за 2019 год по месяцам. Это более трех миллионов просмотров в месяц, среди которых не только залогиненные в ЖЖ , но и любые просмотры из поисковых систем. При этом за месяц приходит около 800 000 посетителей. А вот статистика по дням одного из месяцов 2019…

  • 1
А как в тех краях дела обстоят с сейсмической активностью?

Как вы думаете, как обстоят дела с сейсмической активностью недалеко от Японии, Камчатки и Курил? :)

Я вот и думаю-каково будет тунелю при таких трясках...

А каково им в Японии?

Там расстояние в 10 км, проще и дешевле было бы мост построить, как между Копенгагеном и Мальмё. Но этот проект уже окрестили невыгодным.

Вообще я считаю, может сейчас скажу что-то очень не популярное, что если бы Сахалин был/стал Японским, это хорошо отразилось на развитии всего приморского края. Резко увеличился бы товарооборот, культурный, технологический обмен. Укрепились бы соседски отношения и т.д.

Да, уж: уж очень непопулярное, но в этом что-то есть.

есть свои плюсы и у той и у другой технологии

ага, резко увеличился бы контингент в публичных домах вокруг американских военных баз.

нахер такой "культурный" обмен!

Японцы даже Хоккайдо не обустроили, с чего бы им обустраивать Сахалин? Для них это жутко холодный север.

Хоккайдо не обустроили? Это не тот остров на котором проживает 5,5 млн человек с плотностью населения 65 человек на км2?

Для справки во всем Приморском крае проживает 1,6 млн, на Сахалине 450 тыс. с плотностью населения 6,3 человек на км2.

Ты не с тем сравниваешь. Японцы с россиянами имеют разную культуру включая вопросы проживания. Ты сравни с соседним японским-же островом Хонсю где проживает 100+ млн. человек при плотности населения 456 человек на км2.

60 лет назад бы построили, сейчас - без шансов, разучились

После войны крымский мост построили быстрее, чем сейчас

деревянный, который рухнул после первого же ледохода?

Деревянный?..

"...Отечественная промышленность не успевала поставлять конструкции и комплектующие. Поэтому в ход все шло – остатки вагонов, обрезки рельсов, сваи наращивались обычным деревом...
...Но из-за того, что мостовой переход был изготовлен наскоро и «на коленке», без соблюдения технологий буквально из строительного мусора, уже в феврале 1945 года он был уничтожен необычайно мощным ледоходом - было сломано 50 из 115 опор..."

https://zen.yandex.ru/media/crimea_pro/interesnye-fakty-istoriia-krymskogo-mosta-za-115-let-5afa70cf482677990692dd84

Мост был снесен из-за отсутствия ледорезов, на кот.решили сэкономить, вопреки заложенных в проект разработчиками моста - Прокопович и Надёжиным (это в этнош.того наброса, что делали без проектной документации, на глазок)

Тоннель под Амуром построили в те же года, а он не сильно короче и этот бы построили, насчет демонстрации мощи чушь. Он был бы секретный как и амурский.

Очень интересно! Жалко что не достроили - ездили бы сейчас на Сахалин на поезде.
только грунт не скалистый, а скальный - это термин такой (цитата: "из которых 8 км пути планировалось выполнить в скалистых грунтах, расположенных под водами пролива."), означает что долбили бы туннель в коренных породах.


  • 1