Masterok (Валерий) (masterok) wrote,
Masterok (Валерий)
masterok

Categories:

Зачем в СССР хотели прорыть туннель до Сахалина?

В сталинской эпохе много белых пятен и неразгаданных тайн, которые и сегодня покрыты паутиной секретности. К ним относится и амбициозная идея сооружения подземного перехода под Татарским проливом. Мало кто знает, что Сталин инициировал тему объединения Сахалина с материковой частью суши посредством тоннеля.

Начало этого загадочного строительства скоро отметит свой восьмидесятилетний юбилей.

1.

«Стройка века» успела вовремя начаться, но из-за комплекса проблем так и не была доведена до логического завершения. Что предшествовало началу секретной стройки и как закончилась строительная эпопея – для  многих и сегодня остается загадкой, полной домыслов и неопределенности. Постараемся восстановить вехи исторической стройки, остановимся на нюансах сооружения тоннеля и оценим реальность этой фантастической для своего времени идеи.

 

2.

Сахалинский тоннель – об исторических предпосылках строительства. 

По информации историков, вопрос сооружения подземной магистрали впервые был озвучен задолго до прихода Сталина к власти. Однако в то время реализация проекта была признана нецелесообразной с экономической точки зрения. Повторно амбициозный проект обсуждался в конце 20-х годов прошлого века.
К инженерным изысканиям успели приступить намного раньше, чем началась Отечественная война. Рассматривался вопрос постройки тоннеля в наиболее узком участке Татарского пролива. Магистраль должна была иметь стратегическое значение при перевозке грузов в мирное время и снабжении воинских частей на острове в военный период.

 

3.

Проект приобрел реальные очертания в 1950 году, когда был утвержден секретный указ Совета министров. Постановление высшего государственного органа предусматривало сооружение железнодорожной магистрали, связывающей город Комсомольск-на-Амуре с селом Погиби, находящимся на Сахалине.

В соответствии с информацией, изложенной в постановлении, были намечены сроки завершения строительства к 1953 году и пуск тоннеля в эксплуатацию не позже конца 1955 года. Общая длина ветки железнодорожного сообщения должна была достигать 327 км, из которых 8 км пути планировалось выполнить в скалистых грунтах, расположенных под водами пролива.

 

4.

Реализации грандиозного для своей эпохи проекта помешала смерть вождя. Объект так и не был сдан в эксплуатацию, хотя стройка было начата серьезными темпами. Однако впоследствии строительные мероприятия заморозили. Сегодня о сооружении туннеля можно найти различную информацию. Какие сведения правдивы, а что является домыслами – решать историкам. Ведь строительство проходило под грифом «секретно». Основываясь на воспоминаниях людей, сегодня по крупицам удается воссоздать реальную картину

Таежное строительство – скупые факты.
Несмотря на то, что с момента начала строительства прошел довольно внушительный период времени, документальных подтверждений и правдивой информации мало. Сегодня достаточно сложно отличить мифы от реальности. Большинство правдивых сведений основано на воспоминаниях участников строительной эпопеи, доживших до наших времен. Постараемся разложить все «по полочкам».

 

До начала сооружения сахалинской магистрали проведен колоссальный подготовительный цикл. Строились мостовые переходы, сооружались порты, формировалась соответствующая инфраструктура, сдавались железнодорожные ветки, длина которых превысила 200 км. Специалисты в строительной области из разных городов вербовались на дальневосточную стройку. Местом дислокации был выбран район на мысе Лазарева.

 

5.

К работе были подключены не только опытные строители, участвующие в сооружении линий метро, но и заключенные из различных лагерей Сибири и досрочноосвобожденные, которые не получили разрешение на возврат домой. Для выполнения земляных работ была привлечена мощная техника. Ведь без огромных экскаваторов, тяжелых бульдозеров и вместительных самосвалов справиться с решением такой задачей было невозможно.

 

Несмотря на привлечение мощного потенциала, успели сделать не очень много. С двух сторон предполагаемого туннеля были возведены дамбы, пробурены шурфы и частично обустроены входы. Однако из-за смерти вождя стройку заморозили и работы не были завершены.

 

6.

Историческая оценка и реальность перспектив.
Скорее всего, тоннель построили бы. С идеологической точки зрения, для демонстрации мощи советского государства он был также необходим, как ВДНХ, метро и высотные здания в столице, Беломорканал и поворот вспять быстроходных рек. В прессе того времени о стройке века нельзя было найти никаких сообщений из-за уязвимости проекта с военных и стратегических позиций.

В конце прошлого века к вопросам недостроенного тоннеля снова вернулись. Специалисты не отрицают актуальность реализации идеи. Удастся ли воплотить в жизнь задуманное – покажет время…

[источники]
http://gorod.tomsk.ru/index-1565238695.php

Это копия статьи, находящейся по адресу https://masterokblog.ru/?p=42760.
Tags: Сахалин, Сооружения
Subscribe

Posts from This Journal “Сооружения” Tag

  • Земляная крепость Св. Анны

    Давайте вспомним, какие уже крепости и города в форме звезды мы изучали и рассматривали. Вот они: Даугавпилсская, она же Динабургская крепость…

  • Когда рушатся плотины …

    Плотина Гувера Как вы думаете может эта плотина или подобная взять и рухнуть ? Ведь это высокотехнологичное сооружение с кучей рисков должно…

  • Как делали плавучий пирс в Италии

    Интересная конструкция. А главное совершенно без заграждения. Зачастую в таких местах маниакально пытаются все загородить, чтобы не дай бог никто…

promo masterok январь 2, 2018 12:00 47
Buy for 300 tokens
Вот так выглядит трафик в блоге за 2019-20 год по месяцам. Это более ТРЕХ МИЛЛИОНОВ просмотров в месяц, среди которых не только залогиненные в ЖЖ , но и любые просмотры из поисковых систем. При этом за месяц приходит около МИЛЛИОНА посетителей. А вот статистика по дням одного из месяцев…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 27 comments