?

Log in

No account? Create an account

masterok


Мастерок.жж.рф

Хочу все знать


Previous Entry Share Next Entry
Американский ответ советским экранопланам
masterok

Гонка вооружений между Америкой и Советским Союзом дала толчок целому ряду неординарных проектов. Иногда они принимали новаторские, хоть и необычные формы. Так было с поначалу весьма перспективной разработкой нового поколения – экранопланами. Вот только если Соединенные Штаты, несмотря на далекоидущие планы, в конце концов, отказались от этого передового проекта, то СССР сделал ставку на новое направление и не прогадал.

Разработка экранопланов было одним из перспективных направлений советской инженерии. Сама новаторская технология состояла в создании машин, которые двигаются над плоскостью с помощью так называемого «экранного эффекта». Идейным вдохновителем и популяризатором развития проектов экранопланов в СССР по праву считается выдающийся инженер Ростислав Алексеев.

Легендарный советский инженер Ростислав Алексеев. /Фото:  kp.ru </div>

Легендарный советский инженер Ростислав Алексеев.

ЦКБ Алексеева активно создавало суда на подводных крыльях, но все же мировой знаменитостью его сделали именно экранопланы и экранолеты. Советские гиганты «Лунь» и «Каспийский монстр», которые были воплощение самых передовых разработок, до сих пор поражают воображение своими масштабами и работой.

Каспийский монстр был гордостью СССР. /Фото: pikabu.ru
Каспийский монстр был гордостью СССР.

Однако «коллега» Советского Союза по Холодной войне и гонке вооружений не хотела мириться с первенством социалистов в этом направлении. Американские ученые и инженеры планировали дать достойный ответ СССР. Так, в 1960-х годах специалисты компании «Конвэйр» начали за разработку амбициозного проекта: они взялись создать принципиально новое техническое чудо, которое бы совмещало в себе экраноплан и судно на воздушной подушке.

Американский ответ советским экранопланам. /Фото: freedom-news.ru
Американский ответ советским экранопланам.

Один внешний вид проектируемого судна собирались сделать нетривиальным – «Конвэйр» должен был стать похожим на летающую тарелку. Такой необычный шаг был продиктован желанием добиться маневренности. Технические характеристики предполагались не менее впечатляющие: по информации Novate.ru, длина машины составляла 122 метра, толщина – 20 метров, а развиваемая скорость – 100 узлов (или 185 км\час). Да и сама конструкция была хорошо проработана: по периметру экраноплана устанавливались реактивные двигатели для возможности вращения на месте. А функция «воздушной подушки» должна было позволить быстро уйти под воду.

Разработчики осознавали, что будущее амбициозному проекту возможно обеспечить только в сотрудничестве с военными. Поэтому в первоначальные планы машины было добавлено оснащение ядерными ракетами, которые должны были располагаться внутри. Предполагалось в случае ведение боя с подводными лодками противника использовать против них это оружие. При выборе ракет авторы проекта остановились на SSM-N-8A «Регулус» или новые UGM-27 «Поларис».

Ракеты SSM-N-8A «Регулус» и UGM-27 «Поларис». /Фото: wikipedia.org
Ракеты SSM-N-8A «Регулус» и UGM-27 «Поларис».

Казалось, что перспективный проект, который должен был стать ответом советским атомным экранопланам, без сложностей завоюет интерес правительства, и те дадут ему путевку в жизнь. Вот только все вышло наоборот. Американское руководство было ориентировано на развитие и поддержку других направлений, и ВМФ США попросту отказались от необычной разработки. После ряда отвергнутых похожих проектов, таких как авианосный экраноплан, инженеры полностью утратили всякий интерес к суднам подобного типа.

Запуск ракет планировали проводить прямо с экраноплана. /Фото: freedom-news.ru
Запуск ракет планировали проводить прямо с экраноплана.

А вот Советы спустя десятилетия заинтересовались идеей размещения самолетов на таких машинах. В 1980-е годы проектированием авианосных экранопланов занимался лично Ростислав Алексеев. Он придумал огромную по размерам машину, которая должна была заниматься доставкой на космодром Байконур отдельных частей ракетоносителей.
Однако разработкой серьезно заинтересовал военных, и первоначальную задумку пришлось изменить.

Так, Алексеева попросили переделать его проект так, чтобы в конечном итоге получился экраноплан, который смог бы заниматься транспортировкой ядерного вооружения. Планировалось запустить такие машины в массовое производство, чтобы они целыми группами пересекали территорию страны.
Интересный факт: некоторые экранопланы хотели оснастить реальными межконтинентальными баллистическими ракетами, другие же – только их муляжами.

Экраноплан с межконтинентальными баллистическими ракетами на борту. /Фото: freedom-news.ru
Экраноплан с межконтинентальными баллистическими ракетами на борту.

Такая задумка не позволяла бы врагу открыть по этим мобильным «мишеням» ответный огонь в случае прямого военного столкновения с врагом. Однако Ростислав Алексеев так и не успел воплотить в жизнь свой амбициозный проект. А в период перестройки все подобные разработки были отложены в дальний ящик. Но в последние годы инженеры вновь воспылали интересом к экранопланам. И, возможно, в скором будущем мы увидим другие детища легендарного проектировщика.

[источники]
Источник: https://novate.ru/blogs/130819/51368/

Это копия статьи, находящейся по адресу http://masterokblog.ru/?p=43581.

Posts from This Journal by “США” Tag

  • "Старый" Путин против сенаторов США

    Конечно же молодые руководители и управленцы интереснее, современнее и в каких то моментах эффективнее. Но очень не часто в странах стремятся…

  • Закон Сына Сэма

    Странно, мне казалось я слышал много историй о том, как преступники зарабатывали на своих мемуарах и историях в кино и литературе. А сейчас вот…

  • Лица горы Рашмор

    « Величина памятника должна быть обусловлена степенью значимости отмечаемого события для всей цивилизации. Мы не пытаемся высечь из камня…


promo masterok январь 2, 2018 12:00 47
Buy for 300 tokens
Вот так выглядит трафик в блоге за 2019 год по месяцам. Это более трех миллионов просмотров в месяц, среди которых не только залогиненные в ЖЖ , но и любые просмотры из поисковых систем. При этом за месяц приходит около 800 000 посетителей. А вот статистика по дням одного из месяцов 2019…

  • 1
баллистическая ракета, гм

Целью для ракет с ядерными боеголовками всегда являлись крупные города. Хотя американцы любили говорить, что они свои ракеты нацелили на пусковые шахты советских ракет.
Поэтому, пусть даже рассеяне построили бы мульон таких монстров, на результат это бы не повлияло. Все крупные города с десятками миллионов населения были бы разрушены и оставшиеся в живых миллионы позавидовали бы погибшим.

это станет ответом, когда будет в металле и будет летать, как советские экранопланы.

Главное - красивый фантик, а содержимое вторично☻

а что советские летали? долго? успешно?

летали. и даже сохранились в славном Дагестане на Каспии. мало того, они еще и ракеты возили и ими стреляли. каспийский монстр - ищи в поисковике.

ага, до дна, КМ развалился на десятом полете, единственный Лунь ржавеет не налетав и 15% ресурса, и таки да а кого они в Каспии пугали? азеров?

Сама идея экранопланов - ублюдочная. Смотрим внимательно. Скорость - 400км в час. До поверхности воды - 5 метров. Учитывая высоту океанских волн - считай, что ничего вообще. Малейшая неточность пилота (рука дрогнула) и экраноплан разбивается об волну в течении миллисекунды! ... Пипец, приплыли. Удар как об мешок с песком. Даже если пилот совершенен и никогда ошибок не делает, то всё равно экраноплан может быть использован лишь в условиях полного штиля и отсутствия волн. А в океане этого ещё дождаться надо! Если будет волна, то экранный эффект будет работать, конечно, но совсем не на пользу... Экраноплан будет кидать то вверх то вниз. Если вверх ещё можно вытерпеть, то вниз - это СМЕРТЬ. Потому что не вырулишь... Потому что врежешься в морскую волну.




В чем это СССР не прогадал с экранопланами? Кстати, где они?

В металлоломе. Разбились об воду.

Эффект экрана как раз в том и состоит, что аппарат сложно приблизить ниже к поверхности - поток воздуха несколько раз отразившись от крыла и подстилающей поверхности не дает. Для этого мало "руке дрогнуть". Причем чем крупнее аппарат тем сложнее его "уронить". Сложности возникают только у малых аппаратов когда период волн меньше хорды крыла.

Edited at 2019-08-13 07:59 pm (UTC)

Вы вес аппарата себе представляете хоть немного?

Если аппарат летит горизонтально на некой высоте,то каков бы ни был его вес, он равен подъемной силе. Но, чем ниже аппарат к поверхности, тем больше раз воздух отражается от поверхности и крыла,а значит, тем больше подъемная сила которая и так удерживала весь вес на исходной высоте. Помимо этого, никто инерцию не отменял.
Т.е. при попытке "дернуть рукой вниз", пилоту придется бороться со всё возрастающей подъемной силой.
ЗЫ.И для успешной борьбы у него есть два пути - снизить эффективную площадь крыла поднявшись выше или снизить скорость. Наиболее зрелищный -задрать нос вверх, а затем, потеряв экран и скорость, плюхнуться на жопу.

Edited at 2019-08-14 03:40 pm (UTC)

Красивая теория. А на практике они ,,клюют,, в морскую поверхность, разбиваясь в хлам.

Знаете, я как-то, будучи школьником, изобрёл два вечных двигателя. Всем хороши! Один недостаток. Они не работают...

Не клюют. Все катастрофы с экранопланами так или иначе связаны с вышеописанной попыткой задрать нос повыше или иначе говоря - сделать Кобру Пугачева на воздушном судне для этого не предназначенном. Практически все аварии с экранопланами выглядели примерно как тут:

на 39 секунде. Вероятность отбить хвост у экраноплана гораздо выше чем клюнуть в поверхность.

Как по мне, основная ошибка разработчиков там в том, что они руль высоты как в самолетах вывели на основной штурвал. Вот у пилотов руки и чешутся вверх зарулить.

Теоретически судно на воздушной подушке достаточно большого размера - в точности то, что можно оснастить ядерным реактором. Правда, в силу размера монструкции возникает вопрос уязвимости. Однако для каких-нибудь маниакальных штук такая шняга может и пригодиться...

  • 1