?

Log in

No account? Create an account

masterok


Мастерок.жж.рф

Хочу все знать


Previous Entry Share Next Entry
Американский ответ советским экранопланам
masterok

Гонка вооружений между Америкой и Советским Союзом дала толчок целому ряду неординарных проектов. Иногда они принимали новаторские, хоть и необычные формы. Так было с поначалу весьма перспективной разработкой нового поколения – экранопланами. Вот только если Соединенные Штаты, несмотря на далекоидущие планы, в конце концов, отказались от этого передового проекта, то СССР сделал ставку на новое направление и не прогадал.

Разработка экранопланов было одним из перспективных направлений советской инженерии. Сама новаторская технология состояла в создании машин, которые двигаются над плоскостью с помощью так называемого «экранного эффекта». Идейным вдохновителем и популяризатором развития проектов экранопланов в СССР по праву считается выдающийся инженер Ростислав Алексеев.

Легендарный советский инженер Ростислав Алексеев. /Фото:  kp.ru </div>

Легендарный советский инженер Ростислав Алексеев.

ЦКБ Алексеева активно создавало суда на подводных крыльях, но все же мировой знаменитостью его сделали именно экранопланы и экранолеты. Советские гиганты «Лунь» и «Каспийский монстр», которые были воплощение самых передовых разработок, до сих пор поражают воображение своими масштабами и работой.

Каспийский монстр был гордостью СССР. /Фото: pikabu.ru
Каспийский монстр был гордостью СССР.

Однако «коллега» Советского Союза по Холодной войне и гонке вооружений не хотела мириться с первенством социалистов в этом направлении. Американские ученые и инженеры планировали дать достойный ответ СССР. Так, в 1960-х годах специалисты компании «Конвэйр» начали за разработку амбициозного проекта: они взялись создать принципиально новое техническое чудо, которое бы совмещало в себе экраноплан и судно на воздушной подушке.

Американский ответ советским экранопланам. /Фото: freedom-news.ru
Американский ответ советским экранопланам.

Один внешний вид проектируемого судна собирались сделать нетривиальным – «Конвэйр» должен был стать похожим на летающую тарелку. Такой необычный шаг был продиктован желанием добиться маневренности. Технические характеристики предполагались не менее впечатляющие: по информации Novate.ru, длина машины составляла 122 метра, толщина – 20 метров, а развиваемая скорость – 100 узлов (или 185 км\час). Да и сама конструкция была хорошо проработана: по периметру экраноплана устанавливались реактивные двигатели для возможности вращения на месте. А функция «воздушной подушки» должна было позволить быстро уйти под воду.

Разработчики осознавали, что будущее амбициозному проекту возможно обеспечить только в сотрудничестве с военными. Поэтому в первоначальные планы машины было добавлено оснащение ядерными ракетами, которые должны были располагаться внутри. Предполагалось в случае ведение боя с подводными лодками противника использовать против них это оружие. При выборе ракет авторы проекта остановились на SSM-N-8A «Регулус» или новые UGM-27 «Поларис».

Ракеты SSM-N-8A «Регулус» и UGM-27 «Поларис». /Фото: wikipedia.org
Ракеты SSM-N-8A «Регулус» и UGM-27 «Поларис».

Казалось, что перспективный проект, который должен был стать ответом советским атомным экранопланам, без сложностей завоюет интерес правительства, и те дадут ему путевку в жизнь. Вот только все вышло наоборот. Американское руководство было ориентировано на развитие и поддержку других направлений, и ВМФ США попросту отказались от необычной разработки. После ряда отвергнутых похожих проектов, таких как авианосный экраноплан, инженеры полностью утратили всякий интерес к суднам подобного типа.

Запуск ракет планировали проводить прямо с экраноплана. /Фото: freedom-news.ru
Запуск ракет планировали проводить прямо с экраноплана.

А вот Советы спустя десятилетия заинтересовались идеей размещения самолетов на таких машинах. В 1980-е годы проектированием авианосных экранопланов занимался лично Ростислав Алексеев. Он придумал огромную по размерам машину, которая должна была заниматься доставкой на космодром Байконур отдельных частей ракетоносителей.
Однако разработкой серьезно заинтересовал военных, и первоначальную задумку пришлось изменить.

Так, Алексеева попросили переделать его проект так, чтобы в конечном итоге получился экраноплан, который смог бы заниматься транспортировкой ядерного вооружения. Планировалось запустить такие машины в массовое производство, чтобы они целыми группами пересекали территорию страны.
Интересный факт: некоторые экранопланы хотели оснастить реальными межконтинентальными баллистическими ракетами, другие же – только их муляжами.

Экраноплан с межконтинентальными баллистическими ракетами на борту. /Фото: freedom-news.ru
Экраноплан с межконтинентальными баллистическими ракетами на борту.

Такая задумка не позволяла бы врагу открыть по этим мобильным «мишеням» ответный огонь в случае прямого военного столкновения с врагом. Однако Ростислав Алексеев так и не успел воплотить в жизнь свой амбициозный проект. А в период перестройки все подобные разработки были отложены в дальний ящик. Но в последние годы инженеры вновь воспылали интересом к экранопланам. И, возможно, в скором будущем мы увидим другие детища легендарного проектировщика.

[источники]
Источник: https://novate.ru/blogs/130819/51368/

Это копия статьи, находящейся по адресу http://masterokblog.ru/?p=43581.

Posts from This Journal by “США” Tag


promo masterok январь 2, 2018 12:00 47
Buy for 300 tokens
Вот так выглядит трафик в блоге за 2019 год по месяцам. Это более трех миллионов просмотров в месяц, среди которых не только залогиненные в ЖЖ , но и любые просмотры из поисковых систем. При этом за месяц приходит около 800 000 посетителей. А вот статистика по дням одного из месяцов 2019…

  • 1
Если аппарат летит горизонтально на некой высоте,то каков бы ни был его вес, он равен подъемной силе. Но, чем ниже аппарат к поверхности, тем больше раз воздух отражается от поверхности и крыла,а значит, тем больше подъемная сила которая и так удерживала весь вес на исходной высоте. Помимо этого, никто инерцию не отменял.
Т.е. при попытке "дернуть рукой вниз", пилоту придется бороться со всё возрастающей подъемной силой.
ЗЫ.И для успешной борьбы у него есть два пути - снизить эффективную площадь крыла поднявшись выше или снизить скорость. Наиболее зрелищный -задрать нос вверх, а затем, потеряв экран и скорость, плюхнуться на жопу.

Edited at 2019-08-14 03:40 pm (UTC)

Красивая теория. А на практике они ,,клюют,, в морскую поверхность, разбиваясь в хлам.

Знаете, я как-то, будучи школьником, изобрёл два вечных двигателя. Всем хороши! Один недостаток. Они не работают...

Не клюют. Все катастрофы с экранопланами так или иначе связаны с вышеописанной попыткой задрать нос повыше или иначе говоря - сделать Кобру Пугачева на воздушном судне для этого не предназначенном. Практически все аварии с экранопланами выглядели примерно как тут:

на 39 секунде. Вероятность отбить хвост у экраноплана гораздо выше чем клюнуть в поверхность.

Как по мне, основная ошибка разработчиков там в том, что они руль высоты как в самолетах вывели на основной штурвал. Вот у пилотов руки и чешутся вверх зарулить.

  • 1