?

Log in

No account? Create an account

masterok


Мастерок.жж.рф

Хочу все знать


Previous Entry Share Flag Next Entry
Ловушки сознания
masterok

А ведь действительно, перечитал сейчас про эти ловушки и понял, что попадал практически в каждую.

Вот скажите, наверняка и вас они в определенный момент не обошли мимо?

Все становится хуже

Замечали, что с каждым годом все вокруг становится все хуже и хуже? Так нас заставляет думать эффект негативности.

Дело в том, что мы склонны обращать внимание на плохие новости и не замечать хорошие. Учёные считают, что мы подсознательно воспринимаем плохое как более важное.

Именно поэтому мы думаем, что ситуация на планете усугубляется день ото дня. Хотя, например, писатель и психолог Стивен Пинкер в своей книге доказывает, что преступлений, жестокости и войн постепенно становится всё меньше и меньше.

Машиной безопаснее

Практически каждый знает, что самолет — самый безопасный транспорт на свете, в отличие от автомобиля. Статистически шанс погибнуть в автокатастрофе в десятки раз выше, чем в самолёте. Но наш мозг отказывается воспринимать эту связь, и мы продолжаем с полной уверенностью садиться за руль, но трепетать как осиновый лист на борту самолета.

Zagranicy

Феномен пренебрежения вероятностью заставляет нас бояться погибнуть от рук террористов и не думать о гораздо более реальной опасности — упасть с лестницы или случайно отравиться, например.

Я всегда прав

Мы любим соглашаться с людьми, которые соглашаются с нами. Именно поэтому мы выбираем людей со схожими взглядами, суждениями и предпочтениями.

Нам неприятны отдельные личности, группы людей или сайты, которые заставляют нас сомневаться в собственной правоте. Психолог Б. Скиннер называл это явление «когнитивным диссонансом».

Эта избирательность и приводит к предвзятости подтверждения — мы воспринимаем только ту информацию, которая подтверждает наши суждения. Одновременно с этим мы игнорируем или отвергаем всё, что конфликтует с нашей правдой и угрожает разрушить привычный для нас образ мира. Интернет, кстати, только усиливает эту тенденцию.

Орел или решка

Мы часто уверены, что события из прошлого могут каким-то образом повлиять на наше настоящее. Это явление называется ошибка игрока. Простой пример — подбрасывание монетки. Если пять раз подряд выпадает решка, наш мозг уверен, что в следующий раз обязательно выпадет орел. На самом деле, шансы по-прежнему остаются 50/50.

file28577331_a4bff4b1e6624abef4

Примерно так же работает ловушка «позитивного ожидания», свойственная игроманам. Им кажется, что после нескольких проигрышей удача просто должна повернуться к ним лицом, и уже следующая игра принесёт им огромный куш.

Оно того стоило

Каждый может припомнить ситуацию, когда совершал неоправданно дорогую или ненужную покупку. И вместо того, чтобы нести ее обратно, вы уговорили себя, что «оно того стоило».

Так работает пост-шопинговая рационализация — мозг запрограммирован на утешения, когда вы совершаете какую-нибудь явную глупость. В конце концов, вы начинаете думать, что риски были оправданы, и вы бы поступили так и во второй раз.

Чужой, и поэтому плохой

Наша врождённая потребность — чувствовать себя частью коллектива.

Все дело в окситоциноме — так называемой «молекуле любви». С одной стороны этот гормон помогает нам создавать тесные связи друг с другом, с другой — заставляет отталкивать всех, кто остался вне нашего «круга». Он делает нас подозрительными, внушает страх и даже высокомерие по отношению к чужакам.

В конце концов, мы переоцениваем людей нашей собственной группы и недооцениваем тех, о ком мы, в сущности, не имеем никакого представления. Это — эффект внутригрупповой пристрастности.

Почему все вокруг беременные?

Часто случается так, что мы внезапно начинаем повсюду замечать нечто для нас новое. Нам кажется, что это «нечто» с определённого момента стало нас преследовать, в то время как в действительности мы просто не обращали на это внимание. Это эффект выборочности наблюдения.

lovushka_06

Пример: вы покупаете новую машину и с этого момента начинаете видеть такие же автомобили кругом и всюду. Или женщина, которая узнала о беременности, вдруг начинает замечать вокруг себя большое количество беременных. Это может быть все, что угодно: какая-нибудь песня или редко употребляемое выражение.

Стадное чувство

Мы обожаем двигаться вместе с толпой, хотя можем этого и не осознавать. Когда люди вокруг нас выбирают любимчика — будь то спортивная команда или певец, то наша индивидуальность отключается. Мы впадаем в состояние своеобразного «группового мышления», которое порождается эффектом повального увлечения.

Например, вещь, которую ваши коллеги посчитают «крутой», скорее всего покажется «крутой» и для вас. Ну или в спорте — если большинство из вашего окружения болеет за какую-нибудь команду, очень сложно не поддаться всеобщему увлечению.

Молчание — знак согласия

Склонность считать, что другие люди мыслят так же, как и мы, вызвана эффектом переноса. Например, часто члены радикальных организаций уверены, что весь мир разделяет их позицию. Хотя так может вовсе и не быть.

С этим эффектом связан похожий — эффект ложного консенсуса — необоснованная уверенность, что окружающие по умолчанию с нами согласны.

Со скидкой — значит дешево

Мы обращаем внимание на разницу между числами, но не на их величину. Это называется «эффектом якоря» или «ловушкой сравнения». Этим фокусом активно пользуются продавцы.

20120303_1_skidka

Классический пример — товар на распродаже. Мы видим на бирке две цены и оцениваем разницу между ними, не сами цены. Если скидка значительна, это производит на нас впечатление, даже если товар на самом деле слишком дорогой даже со скидкой.

Этим приёмом пользуются и рестораны — они включают в меню непомерно дорогие блюда, чтобы цена на другие казалась вполне разумной. По этой же причине мы чаще всего выбираем нечто среднее — не слишком дорогое, но и не самое дешёвое.

Подумаю об этом завтра

В 1998 году провели исследование на тему эффекта текущего момента. 74% покупателей, выбирая еду на неделю, предпочли полезные фрукты. А когда их попросили сделать выбор на текущий день, то 70% участников эксперимента потянулись к шоколаду.

Часто мы ведем себя легкомысленно сегодня, не думая о завтрашнем дне. Дело в том, что подсознательно мы перекидываем ответственность на кого-то, кем мы будем завтра. И нам трудно понять, что это опять будем мы же.

Джордж Дворский.<

Это копия статьи, находящейся по адресу http://masterokblog.ru/?p=52243.

promo masterok январь 2, 2018 12:00 47
Buy for 300 tokens
Вот так выглядит трафик в блоге за 2019 год по месяцам. Это более трех миллионов просмотров в месяц, среди которых не только залогиненные в ЖЖ , но и любые просмотры из поисковых систем. При этом за месяц приходит около 800 000 посетителей. А вот статистика по дням одного из месяцов 2019…

  • 1
необоснованная уверенность, ок

замечал за другими, самого касалось только про скидку, поначалу, когда эти маркетинговые трюки у нас только начинались

Если пять раз подряд выпал орел, то вероятнее, что орел выпадет и в шестой раз. Действительно, предположим, что априорное распределение истинной вероятности выпадение орла симметрично. Применим пять раз теорему Байеса и увидим, что постериорное распределение истинной вероятности орла сдвинуто в сторону единицы. Если одна конкретная монета тысячу раз подряд выпала орлом, я смело поставлю сто тысяч баксов на то, что и в тысячу первый раз выпадет орел: вероятно, у данной монеты просто два орла.

Как же легко обмануть свой мозг!


я подумаю об этом завтра.
Все остальное либо вообще не мое, либо я это давно переросла, что не помню было ли такое.

Про самолеты и автомобили не верю! Процент трагических аварий самолетов к их количеству, превышает процент аварий автомобилей к их количеству тут и статистика не нужна.Еще про космические полеты скажите, что они безопасней автомобильных поездок.

Ну, вообще у автора почти правильно написано. Чаще всего безопасность оценивают по количеству погибших на 1 млн пассажиро-километров. По этой оценке самолет таки да, безопасней автомобиля. Только не в ДЕСЯТКИ!!! раз как тут написано, а всего в 2 раза.

Т.е. все держится всего лишь на системе оценки. Что маркетологи только не придумают, лишь бы продать свой товар! "Пассажиро-километры"! Вон оно как! Вот уж действительно все относительно,- всё-всё, всё (В.Высоцкий) Куда ж мы денемся, конечно будем летать. Но случись, что в воздухе надежды ни какой. На земле все равно спокойнЕе.

Ну по процентам аварий к количеству самолетов и автомобилей тоже оценка некорректная. Она была бы правильной, если бы самолеты и автомобили перевозили пассажиров на одинаковые расстояния

Цена на Рафаэлло порадовала. И впрямь дёшево.

Стадное чувство отслеживаю, но часто иду против стада.... А чужой... Для меня все чужие :)

Самым безопасным является трамвай. Потом троллейбус, и поезда дальнего следования.
Самое лучшее соотношение "количество погибших" к "количеству пассажиро-километров"
Да, ЧП с самолётами бывают реже, чем с поездами, однако же ЧП с поездами крайне редко приводят к гибели пассажиров.
Травмы в духе "набухался, упал в тамбуре и сломал ключицу" не в зачет.

Сейчас безопасность на жд ухудшается, т.к. поезда стали ездить быстрее, а персонал (и машинистов и путейцев) повсеместно сокращают.

Поездка машиной кажется безопасней потому, что водитель сам волен выбирать маршрут и скорость (я же не буду лихачить)
Да и выбор между машиной и самолётом, как правило, вообще не стоит.
На дачу самолёты не летают, поезда через океан не плавают.
Альтернативой автомобилю обычно является городской или пригородный общественный транспорт.

Мы все предпочитаем своё мнение прежде всего потому, что пришли к нему в результате долгих размышлений и анализа темы,
а наши оппоненты не умеют обосновывать свою позицию. Абсолютно не умеют.
Иногда диспут даже не идёт дальше повторения исходного тезиса, только в более агрессивной манере. "Это так потому что это так и всё тут!"

Ошибка оценки вероятности сложного события - результат недостатка образования.
Математику в школах преподают отвратно. А теорвер - даже не везде.
Виновата безграмотность, а не психология.


я когда наутро мучаюсь тоже говорю себе "ну не зря отдохнул" ))

Нашёл для себя удобный способ жить: узнаёшь факты (например, вред алкоголя, прививок, ГМО, пирсинга, оголения участков тела) и уже тебя не волнуют МНЕНИЯ. Ты знаешь истину, а те, кому она НЕ нужна могут считать всё на свете "точками зрения".

  • 1