Masterok (Валерий) (masterok) wrote,
Masterok (Валерий)
masterok

Categories:

Деревянные мостовые

С дорогами в России всегда было не просто, как и с логистикой в целом. Обеспечение страны качественными дорогами считалось сложной задачей по целому ряду причин. До XIX века дорожное покрытие в империи делалось преимущественно из булыжников. Однако уже к середине века в стране массово стали переходить на другой материал – дерево, а то и вовсе оказывались от какого-либо покрытия, просто хорошо утрамбовывая землю.

Справедливости ради следует сразу отметить, что деревянные дороги в России (и не только) делали и до 19 столетия. Правда, в большинстве случаев хоть сколь-нибудь представительным качеством и прямотой покрытия они не отличались, были крайне неудобными и не очень-то красивыми. Наша же речь пойдет про знаменитые торцевые мостовые. Изобретение это действительно русское. Своим появлением торцевые мостовые обязаны отечественному инженеру Гурьеву.

Торцевые мостовые стали появляться еще в первой половине XIX века. До этого делались преимущественно булыжные мостовые. Однако они были крайне неудобны. Пассажиров в экипажах проезжающих по таким дорогам постоянно трясло. Но самое главное, каменные мостовые были ужасно шумными и скользкими. Именно поэтому Гурьев решил, что лучшим вариантом для больших городов станет переход от камня к дереву.


Всплывшая торцовая мостовая в Париже.

Первые торцовые мостовые появились в Санкт-Петербурге. В качестве эксперимента власти распорядились застелить по новому образцу две улицы. Эксперимент оказался удачным. В итоге таких мостовых становилось только больше, в том числе и в других городах страны, включая Москву. Опыт даже переняли за границей. Подобные дороги стали делать во Франции и Англии. В самой же России торцовые мостовые сохранялись аж до 30 годов XX века. Долгое время в Санкт-Петербурге деревянным был весь Невский проспект.


Разрушенная наводнением мостовая на проспекте 25-го Октября (Невский проспект) 23 сентября 1924 года

Еще одним важным достоинством новых мостовых было то, что материал для них доставался достаточно легко. Чаще всего использовали болванки из сосны (они меньше всего раскалываются). Деревянные торцы устанавливались в землю, а промежутки между ними заливались битумом и смесью вара с антраценовым маслом. По краям мостовая заделывалась глиной и смолой. Служила такая конструкция 3-4 года.

Питерское наводнение Новые мостовые были тихими, дешевыми и легко воспроизводимыми. Однако были у такого способа мощения и свои минусы. В тех местах, где случались паводки или наводнения, деревянные болванки часто всплывали. Кроме того, дерево прекрасно впитывало и накапливало самые разные запахи. В том числе запах конского навоза. Наконец, мостовые по ночам просто разбирали местные жители, которым нужно было добыть дерева для растопки печей.

Это копия статьи, находящейся по адресу http://masterokblog.ru/?p=52660.
Tags: Технологии, Традиции
Subscribe

Posts from This Journal “Традиции” Tag

  • "Соаплэнды" - тайные японские бордели

    Словом «соаплэнд» (япон. ソープランド, Sōpurando — «мыльная земля») в Японии принято называть особые бани, предоставляющие клиентам не только услуги по…

  • От чего ломился царский стол

    Очень интересный блог olga74ru, во многом посвященный временам царской России. Посмотрите его внимательно. Вот например небольшая…

  • Х - значит ХЕР

    Буква Х, х в русском языке называется «ха». Имеется во всех кириллических славянских алфавитах (в болгарском - 22-ая, в русском -…

promo masterok january 2, 2018 12:00 47
Buy for 300 tokens
Вот так выглядит трафик в блоге 2020 год по месяцам. Это более ТРЕХ МИЛЛИОНОВ просмотров в месяц, среди которых не только залогиненные в ЖЖ , но и любые просмотры из поисковых систем. При этом за месяц приходит около МИЛЛИОНА посетителей. Статистика Google Analytics за месяц 2020 года (…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments