Masterok (Валерий) (masterok) wrote,
Masterok (Валерий)
masterok

Category:

Многобашенные танки с разоблачениями !

Двухбашенные танки Т-26 перед парадом на площади Урицкого. Ленинград, 7 ноября, 1933 год.

История многобашенных танков началась наверное с самого начала производства и изобретения танков. Давайте мы остановимся на советских наиболее массовых образцах.

В конце 1929 года* СССР закупил в Англии танк «Виккерс» и лицензию на его производство. В Англии этот танк на вооружение не приняли, но производили и продавали его в другие страны, например, в Финляндию и Польшу.

«Легкий танк «Виккерс», шеститонный, разработанный по собственной инициативе британской фирмой «Виккерс – Армстронг», по иронии судьбы не получил призвания у себя на родине. Однако под обозначением «Виккерс МКЕ» или «Виккерс» — 6-тонный, этот танк продавали более чем в десяток стран Азии и Европы, и он послужил образцом для подражания и дальнейшего совершенствования машин такого типа в СССР, Италии и Польше.

Виккерс 16-тонный

Основными достоинствами танка в период с 30-х годов были простота, надежность и дешевизна. Достаточно высокими считались и боевые характеристики обоих вариантов МКЕ – двухбашенного (А) с чисто пулеметным вооружением и однобашенного (В) со смешанным. Все танки оснащались системой внутренней связи, а некоторые варианты имели радиостанцию фирмы «Маркони».
Машина обладала хорошей проходимостью и отличалась плавностью хода благодаря удачной системе подвески ходовой части. Самый важный элемент ходовой части – мелкозвенчатая гусеница из марганцевистой стали – выдерживал пробег до 4800 км, что превышало аналогичный показатель у других танков в несколько раз. Недостатком танка был двигатель воздушного охлаждения, который постоянно перегревался и мог стать источником пожара даже в небоевой обстановке.

 

 

В 1930 году 15 двухбашенных «шеститонников» заказал Советский Союз – год спустя усовершенствованный вариант этого танка под обозначением Т-26 запущен в массовое производство. Серийный выпуск «Виккерсов 6-тонных» развернула также на своих заводах Польша, установив на танках новое вооружение и дизельный двигатель «Заурер» мощностью 110 л.с. (Р. Исмагилов, «Танки мира», стр. 18).
Сначала все Т-26 строились двухбашенными. Башни на нём располагались сбоку друг от друга. Танк мог вести огонь вправо и влево одновременно, но не мог концентрировать весь огонь на одну сторону. Из-за этого от производства двухбашенных танков Т-26 через некоторое время отказались. Но такое расположение башен давало танку возможность зачищать вражеские окопы  в обе стороны одновременно. Такой танк, поравнявшись с окопом противника,  мог остановиться и вести огонь в обе стороны до полного уничтожения всех солдат противника находящихся в окопе.

 


«Самым массовым танком СССР предвоенного периода был Т-26. Из построенных 11218 экземпляров к началу Великой Отечественной войны на вооружении Красной Армии насчитывалось свыше 9 тысяч Т-26.
Танк был создан на основе английского образца «Виккерс 6-тонный» и находился в производстве с 1931 по 1941 год на заводе «Большевик» в Ленинграде. За это время было выпущено свыше 50 его вариантов, из которых 23 были серийными. По числу башен, их форме и вооружению различают 11 основных модификаций, которые выпускались в наибольшем количестве. Среди них двухбашенный Т-26 с двумя пулеметами ДТ. Другая его версия – с пушкой «Гочкис» калибра 37 мм вместо ДТ в правой башне. Всего двухбашенных танков построили 1626. Еще 96 аналогичных машин, но с радиостанциями и поручневой антенной на корпусе машин были выпущены в качестве командирских. Из цехов завода вышло также 2127 Т-26 образца 1933 года – с цилиндрической башней и вооружением, как у танков БТ-5. «Радийные» Т-26РТ, построенные в количестве 3938 экземпляров, отличались от предыдущей модификации отличались наличием в нише башни радиостанции, поручневой антенной и уменьшенным боекомплектом. Т-26 образца 1939 года с конической башней, общее число которых составляло 1975 штук, имели разные подбашенные коробки с прямыми и наклонными листами. Из них 204 машины были вооружены третьим, зенитным пулеметом».

 

 

Многобашенные танки РККА
Прототип танка Т-28, июль 1932 года

 

Первый испытательный пробег по двору завода «Большевик» прототип Т-28 совершил 29 мая 1932 года. Руководство страны и армии проявляло огромный интерес к новому танку: 11 июля его продемонстрировали руководству УММ РККА, 28 июля — партийному руководству Ленинграда во главе с первым секретарем обкома, членом Политбюро ЦК ВКП(б) С.М.Кировым. Танк произвел благоприятное впечатление.

В августе — сентябре 1932 года конструкторы ОКМО под руководством О.М.Иванова, учитывая результаты испытаний и требования военных, коренным образом переработали чертежи Т-28. В результате получилась фактически другая машина: изменились подвеска и трансмиссия, конструкция башен и корпуса, было усилено вооружение. Не дожидаясь изготовления опытного образца, в конце октября 1932 года Совет труда и обороны СССР принял решение об организации серийного производства танков Т-28 на заводе «Красный путиловец» в Ленинграде.

Корпус танка собирался из катаных броневых листов толщиной 20 — 30 мм и делился на четыре отделения: управления, боевое, моторное и трансмиссионное. Корпуса танков были двух типов: сварные и клепано-сварные. Два вертикальных листа образовывали кабину механика-водителя, для входа и выхода которого в ней имелась откидная крышка. Кормовую часть корпуса прикрывал броневой колпак воздухопритоков к вентилятору.

 

Многобашенные танки РККА

Танки Т-28 проходят по Красной площади. Москва, 1 мая 1937 г. Хорошо видно, что на параде танки различных годов выпуска

76-мм пушка КТ-28 («Кировская танковая») обр. 1927/32 г. с длиной ствола в 16,5 калибров размещалась в главной башне. Справа от пушки и в нише башни устанавливались пулеметы ДТ. Пушка снабжалась телескопическим и перископическим прицелами ТОП обр. 1930 г. и ПТ-1 обр. 1932 г. Механизм поворота башни имел электрический и ручной приводы. Подъемный механизм — секторного типа, ручной. В малых башнях устанавливались пулеметы ДТ. Главная башня имела круговой сектор обстрела, каждая малая 165°. Характерной особенностью размещения боеприпасов было применение вращающейся боеукладки. Две «вертушки» по 12 снарядов в каждой располагались под правым (командирским) и левым (наводчика) сиденьями главной башни. По обе стороны механика-водителя на правом и левом бортах машины находилось по одному вращающемуся барабану, в каждом из которых было уложено 40 магазинов к пулеметам.

 

 

Многобашенные танки РККА

Т-28 на Красной площади. Москва, 7 ноября 1938 г. На левом танке видна решетка для укладки брезента, установленная на правом борту. Это встречается на некоторых танках выпуска 1936 -1938 гг.

 

На танке устанавливался 12 — цилиндровый V — образный карбюраторный двигатель М-17-Л жидкостного охлаждения. Трансмиссия состояла из главного фрикциона сухого трения, 5-скоростной коробки передам (имевшей блокировочное устройство, предотвращавшее переключение передач при не выключенном главном фрикционе), бортовых фрикционов и двухрядных бортовых передач.

Подвеска танка применительно к одному борту 1 состояла из двух тележек, подвешенных к корпусу в i двух точках. В каждую тележку входили три каретки, соединенные между собой рычагами, а каждая каретка, в свою очередь, состояла из двух пар катков, связанных попарно балансиром. Все каретки были подрессорены цилиндрическими спиральными пружинами. Гусеничные цепи — мелкозвенчатые, со 121 траком, цевочного зацепления. Зубчатые венцы ведущих колес выполнялись съемными.

В броневых ящиках по обоим бортам корпуса устанавливались приборы дымопуска ТДП-3, для управления которыми в бортах корпуса имелись круглые отверстия.

Радиостанция 71-ТК-1 с поручневой антенной, обеспечивавшая связь только на остановках, устанавливалась на командирских танках, у которых вследствие этого отсутствовал кормовой пулемет. Для внутренней связи имелся танкофон на 6 человек и радиоприбор «Сафар».

 

 

Многобашенные танки РККА

Единственное на сегодняшний день хорошее фото Т-28 с конической башней: танки перед парадом на площади Урицкого. Ленинград, 7 ноября 1940 г. Хорошо видно, что машина вооружена пушкой Л-10

 

В конце 1933 года на заводе «Красный путиловец» было организовано специальное конструкторское бюро — СКБ-2. Его возглавил О.М.Иванов, который в ОКМО был ведущим инженером при разработке Т-28. В мае 1937 года О.М. Иванова, арестованного, а затем расстрелянного, сменил на его посту 29-летний Ж.Я. Котин, протеже Ворошилова, женатый на воспитаннице наркома обороны. Вся дальнейшая работа по обеспечению серийного выпуска и усовершенствованию танка Т-28 проводилась под его руководством.

Танк Т-28 выпускался с 1933 по 1940 год, причем в течение всего этого периода в его конструкцию было внесено более 600 различных изменений и усовершенствований, которые позволили повысить прочность узлов и агрегатов и надежность работы машины в целом. В процессе производства общий башенный люк для посадки экипажа был заменен на два, причем люк наводчика оборудовали зенитной турелью П-40 для пулемета ДТ, напряжение электромотора для вращения главной башни повысили с 12 до 24 В, перестал устанавливаться радиоприбор для внутренней связи «Сафар»; были внесены многочисленные изменения в трансмиссию, двигатель, элементы ходовой части. С 1938 года на танк начали устанавливать 76,2-мм пушку Л-10 с длиной ствола в 26 калибров, обладавшую значительно большей мощностью, чем КТ-28. Всего за годы серийного производства заводские цеха покинули 503 танка Т-28.

 

Работы по созданию новых тяжелых машин были развернуты в конструкторских бюро трех заводов: Ленинградского Кировского, Ленинградского Опытного имени С.М. Кирова (№185) и Харьковского паровозостроительного имени Коминтерна (№183).

Тяжелый танк нового типа разрабатывался на основе компоновочной схемы тяжелого танка Т-35 с целью усиления его броневой защиты, огневой мощи и подвижности. В ходе проработки этой схемы конструкторы рассматривали различные варианты установки вооружения в пяти и трех башнях. Окончательное решение было принято в пользу трехбашенной конструкции.
В октябре 1938 г. на рассмотрение государственной макетной комиссии коллективами конструкторских бюро ленинградских Кировского и Опытного заводов были представлены чертежи и макеты новых тяжелых танков, разработанных по одним ТТТ. Кировский завод представил тяжелый танк прорыва СМК — «Сергей Миронович Киров», а Опытный завод — тяжелый танк прорыва «Изделие 100″, впоследствии называемый Т-100. Работы велись на конкурсной основе, так как на вооружение нужно было принять только один танк.

Несмотря на ряд отклонений от ранее выдвинутых требований (в частности, вместо подвески по типу Т-35 со спиральными пружинами на СМК предлагалось использовать торсионные валы, а на Т-100  балансиры с пластинчатыми рессорами), комиссия дала добро на изготовление по два опытных образца каждого танка прорыва по предъявленным чертежам и макетам. На заседании Комитета обороны, состоявшемся в Политбюро ЦК ВКП(б) 9 декабря 1938 года, были рассмотрены проекты СМК и Т-100. По указанию И.В.Сталина для облегчения массы танков количество башен сократили до двух. Кроме того, вместо одного экземпляра СМК представители Кировского завода получили разрешение изготовить однобашенный вариант танка прорыва аналогичный по своим характеристикам танку СМК. Чуть позже однобашенный вариант получил обозначение  КВ.

Вес танка СМК составлял 55 т. Поэтому было решено поставить на него 12-цилиндровый авиационный бензиновый двигатель мощностью 850 л.с. По расчетам двигатель обеспечивал танку максимальную скорость по шоссе 35 км/ч и запас хода 220км.
Создание столь тяжелого танка было делом очень сложным Искали оптимальную форму корпуса и башен, вставал вопрос, делать ли их литыми или же сваривать из броневых плит. Чтобы нагляднее представить себе, как будет выглядеть танк, Котин распорядился сделать его макет из дерева, и через 15 дней он был готов. Хотя на заводе уже создавался танк с протнвоснарядной броней Т-46-5, было очевидно, что новый танк машина необычная. По компоновке первый вариант СМК, имевший три башни больше всего напоминал крейсер. При этом его башни располагались не по продольной оси корпуса, а со смешением — передняя влево, а задняя вправо. Центральная башня была выше концевых и монтировалась на броневом коническом основании. Центральная башня с 76-мм пушкой поворачивалась на 360 градусов. Передняя башня нижнего яруса могла поворачиваться на 270 градусов, а задняя — на 290, благодаря чему «мертвая зона» огня равнялась всего 440 кв/м, т.е. была наименьшей среди всех рассмотренных вариантов. Боекомплект центральной башни составлял 150 выстрелов, а в двух остальных находилось по 300 выстрелов. Все башни имели перископы для наблюдения и прицелы. Экипаж многобашенной машины должен был состоять из 7 человек, что позволяло вести одновременный огонь во всех направлениях.
 СМК (названный в честь покойного видного партийного деятеля С. М. Кирова)
Танк имел по тем временам действительно надежную броню, не пробивающуюся снарядами 37…40-мм орудий. Корпус и башни делались из катаной брони, максимальная толщина которой спереди и по бортам составляла 60 мм «Крыша» танка была толщиной 20 мм, а дно для защиты от мин сделали толщиной 30 мм. Характерной особенностью машины с тремя башнями являлись скошенные углы носовой части корпуса, которые позднее были использованы на танке КВ-13 и машинах серии ИС.
СМК превосходил тяжелый танк Т-35 в скорости, по запасу хода, проходимости, мог преодолевать подъем в 40 градусов, тогда как для Т-35 крутизна более 15 была пределом. Первоначально танк должен был иметь ту же систему подвески, что и Т-35, но она была не очень надежной и требовала для защиты громоздких и тяжелых броневых экранов. Вот почему уже на раннем этапе проектирования от нее было решено отказаться и впервые в СССР использовать на тяжелом танке торсионную подвеску уже применявшуюся на легких шведских и германских танках.
  СМК в двухбашенном варианте получил корпус более простой формы, а главная башня — пулемет в задней части. Предусматривалась и установка зенитного пулемета ДА. Сталин считал, что в таком танке обязательно должен быть запас питьевой воды в специальном баке.
Т-100 «Танк прорыва»
Работы по созданию тяжелого танка прорыва Т-100 были начаты летом 1938 г. в конструкторском бюро Опытного завода №185 под руководством С.А. Гинзбурга. Основные проектные работы по новой машине были выполнены И.С. Бушневым, Г.В. Крученых, Г.Н. Москвиным, Э.Ш. Палеем и Л.С. Трояновым. Ведущим инженером по танку был назначен Э.Ш.Палей. Первоначально, согласно ТТТ, был разработан вариант установки вооружения в трех башнях: 76,2-мм танковой пушки Л-10 в главной башне и двух 45-мм танковых пушек обр. 1934 г. в двух малых башнях. Однако после рассмотрения проекта и макета танка, дабы при толщине брони 60 мм масса машины не превышала 55-57 т, от одной малой башни отказались и дальнейшие работы вели над двухбашенным вариантом.
Когда 30 ноября 1939 года началась советско-финляндская «зимняя война» выяснилось, что преодоление линии Маннергейма без мощных тяжелых танков будет очень сложной задачей. В этих условиях командование Красной Армии решило испытать новые боевые танки, имевшие противоснарядную броню, непосредственно в боевой обстановке. Для этого на Карельский перешеек были доставлены двухбашенный танк Т-100 и оба кировских танка (СМК и КВ). Экипажи машин кроме красноармейцев были укомплектованы добровольцами из числа рабочих, прошедших перед отправкой на фронт боевую подготовку на танковых курсах в Красном селе.

Первый бой новые танки приняли 17 декабря 1939 года во время атаки укрепленного пункта финнов у ДОТа «Великан». СМК легко проломил проволочные заграждения и раздвигал гранитные надолбы. Финские артиллеристы вели непрерывный обстрел новых машин, но 37-мм пушки «Бофорс» оказались бессильны перед их толстой броней. На другой день атака повторялась дважды, и каждый раз на помощь пехотным частям приходили СМК, Т-100 и КВ-1. На танке СМК в этом втором бою от одного из попаданий (один из снарядов) заклинил главную башню, но танк продолжал движение и вышел на ровную дорогу. У развилки дорог Кямери-Выборг водитель наехал на замаскированный фугас, и танк подорвался, при этом взрывом повредило ленивец и гусеницу, сорвало болты трансмиссии, было прогнуто днище. Танки КВ и Т-100 стали рядом и прикрыли СМК от обстрела, но починить его силами экипажа было невозможно, также как и сдвинуть с места при помощи танка Т-28. В результате пришлось оставить танк на нейтральной полосе. Известно, что финны пытались отвести СМК в свое расположение, но наша артиллерия поставила вокруг поврежденной машины плотный артиллерийский заслон. Однако финские разведчики сумели все-таки подобраться к танку и снять с него крышку люка. Рассказывая об этом эпизоде. Ж.Я. Котин вспоминал, что перед сборкой танка одной крышки люка не хватило и, так как ждать ее поставки было некогда, мастера Кировского завода изготовили ее сами, использовав для этого ту сталь, что была у них в распоряжении. Ставя импровизированную крышку на люк танка, они надеялись заменить ее как только получат настоящую, броневую, но этого не успели, так что именно эта крышка, как полагал Котин, попала к финнам, а от них к германским конструкторам, получившим неверное представление о составе брони экспериментальных советских танков.

 

Т-100

 

Но все таки настоящая история была не совсем такой, разоблачаем как говорится легенду:

19 декабря СМК и Т-100 получили задачу поддержать наши части, которые прорвались в глубину финских укреплений в районе Хоттинен. Обе машины выступили вперед в сопровождении пяти танков Т-28. Танки были уже далеко в глубине обороны противника, когда под шедшим впереди СМК прогремел сильный взрыв. Рядом с подбитым танком остановился Т-100 и один Т-28, а остальные четыре машины ушли вперед и скрылись за поворотом. Экипаж СМК пытался спасти танк, соединил разбитые гусеницы, но завести машину не сумел. Многочисленные попытки Т-100 взять на буксир поврежденный СМК не увенчались успехом: из-за гололедицы гусеницы «сотки» пробуксовывали и сдвинуть с места танк не удалось. Не удалось сдвинуть СМК и совместными усилиями «сотки» и оставшегося Т-28. В течение пяти часов танки вели бой в глубине финских позиций. В этом бою был тяжело ранен сержант Могильченко и легко ранен водитель Игнатьев. Расстреляв весь боезапас, экипаж СМК перебрался на Т-100. Перегруженная «сотка» (с 15 членами экипажа!) в сопровождении танка Т-28 вернулась в расположение 20-й танковой бригады. За этот бой экипажи машин были награждены орденами и медалями. 

Потеря опытного танка вызвала гнев у начальника АБТУ Д.Г. Павлова. По его личному приказу 20 декабря 1939 г. для спасения секретной боевой машины были выделены рота 167-й МСБ и 37-я саперная рота, усиленные двумя орудиями и семью танками Т-28. Командовал отрядом капитан Никуленко. Отряду удалось прорваться за финские надолбы на 100-150 м, где он был встречен сильным артиллерийско-пулеметным огнем. Потеряв убитыми и раненными 47 человек, отряд отошел на исходные позиции, не выполнив приказа. 

Поврежденный СМК простоял в глубине финских позиций до конца февраля 1940 г. Осмотреть его удалось только 26 февраля, после прорыва главной полосы «линии Маннергейма». В начале марта 1940 г. СМК с помощью шести танков Т-28 отбуксировали на станцию Перк-Ярви и в разобранном виде отправили на Кировский завод. 

Что же касается истории со злополучной крышкой люка, то все это фантазия чистой воды. Во-первых, крышка была изготовлена из броневой стали, как и весь остальной танк. Во-вторых, при освобождении захваченного района и осмотре танка крышка была на месте. И в-третьих, финским разведчикам не нужно было, рискуя жизнью, проникать в СМК и что-то с него скручивать. Машина стояла в глубине финских позиций и при необходимости они могли спокойно разобрать танк на части и вывезти его. Ведь сумели же они с помощью пленных танкистов отремонтировать и отбуксировать в тыл два Т-28, а в качестве запчастей для них снять и увезти со многих танков, подбитых в том же бою, что и СМК, не только оптические приборы, радиостанции,элементы внутреннего оборудования, но и башни, двигатели, радиаторы, коробки перемены передач и т.д. Без сомнения, финское командование в качестве трофеев интересовали прежде всего серийные Т-28, которые можно было восстановить и использовать, нежели какая-то машина неизвестного типа, одиноко стоящая в 50 метрах от штаба Хоттиненского укрепрайона.

 

 

В ходе советско-финской войны была сделана попытка модернизировать и вооружение Т-100. В январе 1940 года заместитель наркома обороны командарм 1-го ранга Г.Кулик дал указание усилить вооружение Т-100 установкой на него гаубицы для борьбы с надолбами. К середине марта 1940 г. была изготовлена новая башня с 152-мм гаубицей М-10. Ее предполагалось установить вместо имевшейся на Т-100 башни с 7б-мм пушкой Л-11. Машина с 152-мм артсистемой получила индекс T-100-Z (зет). Но новая башня так и не была установлена на танк в связи с принятием на вооружение KB-1 и КВ-2, АБТУ РККА прекратило все работы по дальнейшему совершенствованию Т-100.

 

 

Танк Т-100 после ремонта двигателя 18 февраля 1940 года был снова отправлен в действующую армию. Машина действовала совместно с танками KB в составе 20-й и 1-й танковых бригад. За это время машина прошла 155 км и получила 14 попаданий снарядами противотанковых орудий (левый борт  6, маска 45-мм пушки  1, ниша большой башни  3, левая гусеница  3, левый ленивец  1). Во всех случаях броня не была пробита. После окончания войны Т-100 прибыл на завод, где была произведена замена двигателя и легкий ремонт танка. Всего к 1 апреля Т-100 прошел 1745 км, из них 315 км во время боев на Карельском перешейке.

  Гораздо удачнее прошли испытания в боевой обстановке танка КВ. Несмотря на то, что на его броне и гусеницах рвалось немало финских снарядов, явных поражений брони танк не имел. Правда, выстрелом противотанковой пушки был прострелен ствол танковой пушки. Кроме этого повреждения на корпусе насчитали следы 43 попаданий снарядов. От сотрясений отсоединился топливный насос, закрепленный всего двумя болтами. В целом же танк КВ оставался вполне работоспособной машиной, простреленную пушку в тот же день заменили новым стволом, привезенным на легковой машине с завода.

Небезынтересно привести выдержки из отчетов по полигонным испытаниям танков СМК и Т-100, составленных комиссией под председательством П.Ворошилова. Причем отчеты эти датированы 22 февраля 1940 года: в это время СМК стоял на поле боя, а Т-100 снова убыл на фронт.

В выводах по СМК отмечалась неудовлетворительная работа системы охлаждения двигателя и воздушного фильтра, а также ненадежность коробки перемены передач. В заключении говорилось: Танк заданным ТТХ соответствует. Рекомендовать для принятия на вооружение Красной Армии нецелесообразно, так как заводом изготовлен и принят на вооружение танк КВ, обладающий более мощным бронированием и лучшей ТТХ. В отчете по Т-100 отмечалась, что недостаточно отработана система охлаждения, при движении по лесу сетки забиваются листьями, ненадежна работа вентилятора. Необходимо доработать механизмы управления коробкой перемены передач, конструкцию бортовых фрикционов необходимо пересмотреть в сторону усиления. Как достоинство отмечалось наличие пневматической системы управления танком. В заключении говорилось, что Т-100 заданным ТТХ соответствует. Рекомендовать для принятия на вооружение Красной Армии нецелесообразно, так как изготовлен и принят танк KB.

 

 

Дальнейшая судьба последних советских многобашенных танков сложилась по-разному. СМК был доставлен на Кировский завод. По заданию АБТУ РККА в течении 1940 года завод должен был отремонтировать танк и передать его для хранения на полигон в Кубинке. Однако по неясным причинам до начала Великой Отечественной войны ремонт произведен не был, а после войны СМК пошел в переплавку.

Танк Т-100 летом 1940 года был передан для хранения в Кубинку, а после начала Великой Отечественной войны эвакуирован в Казань, а затем в Челябинск. Здесь машина была передана в распоряжение опытного завода, где и пробыла до конца войны. Дальнейшая судьба машины не установлена, но по некоторым данным до середины 50-х годов она находилась на территории Челябинского танкового училища.

 

Технические характеристики Т-100:

Экипаж, чел. 8
Размеры:
Длина корпуса, мм 8495
Ширина корпуса, мм 3400
Высота, мм 3430
Клиренс, мм 525
Бронирование:
Лоб корпуса, мм 60
Борт корпуса, мм 60
Корма корпуса, мм 60
Днище, мм 20-30
Крыша корпуса, мм 20
Лоб башни, мм 60
Борт башни, мм 60
Корма башни, мм 60
Крыша башни, мм 30 (главная), 20 (малая)
Вооружение:
1 х 76,2-мм Л-10(Л-11)
1 х 45-мм 20К обр. 1934-1938 гг.
3 × 7,62-мм ДТ
Мощность двигателя, л. с. 850 при 1850 об/мин
Скорость по шоссе, км/ч 35,7
Скорость по пересечённой местности, км/ч 15
Запас хода по шоссе, км 160
Запас хода по пересечённой местности, км 120

Технические характеристики СМК:

Экипаж, чел. 7
Длина корпуса, мм 8750
Ширина корпуса, мм 3400
Высота, мм 3250
Клиренс, мм 500
Бронирование:
Лоб корпуса (верх), мм 75
Лоб корпуса (середина), мм 75
Лоб корпуса (низ), мм 75
Борт корпуса, мм 60
Корма корпуса, мм 55
Днище, мм 20-30
Крыша корпуса, мм 30
Лоб башни, мм 60
Маска орудия, мм 60
Борт башни, мм 60
Корма башни, мм 60
Крыша башни, мм 30
Вооружение:
1 х 76,2-мм Л-11
1 х 45-мм 20К
4 × 7,62-мм ДТ
1 х 12,7-мм ДШК
Мощность двигателя, л. с. 850 при 1850 об/мин
Скорость по шоссе, км/ч 34,5
Скорость по пересечённой местности, км/ч 15
Запас хода по шоссе, км 280
Запас хода по пересечённой местности, км 230

 

 

 

Ну и давайте по ходу дела возьмем и что нибудь РАЗОБЛАЧИМ. Я так понял, эта тема пользуется популярностью !

Послушаем что пишут про танки Т-42 и Т-135 в интернете

По сути, эта уникальная машина должна была изменить все тогдашнюю тактику применения танков, став воистину универсальным, одинаково пригодным и для прорыва и для удержания рубежа, для чего достаточным было бы только верно развернуть танк. Будучи ориентированым перпендикулярно к линии фронта, такой танк способен как игла прошить любую линию вражеской обороны, без труда преодолевая любые рвы, надолбы, эскарпы, контрэскарпы и волчьи ямы. Если танк повернуть вдоль линии фронта, то можно надежно закрыть любую брешь в обороне, лишь бы хватило этих чудо-танков.

 

Убеждают, что это  Т-135

А вот что пишут на сайте,  посвящённом альтернативной истории: у нас  уже выложено большое количество таков которых не было, но могли бы быть при определённом стечении обстоятельств в прошлом. Пока все эти машины, всё же, проходят под грифом интернет-фэйк или альтернативная техника. Но подобной деятельности в сети занимались наши коллеги и раньше. И их более старые разработки таки попали на страницы «уважаемых» (теперь уже не очень) интернет-сайтов, и даже книг.

Кстати, хочется отметить, что если у нас на сайте, создатели альтернативных машин, хоть как-то, пытаются их приблизить к реальности. То в реальную историю попали абсолютно фантастические и нереальные проекты.

 

Утверждается, что это секретный танк Т-42, который мог изменить ход истории.

А вот и оригинал коллажа

 

 

Ранее уже упоминалось о танке «Бегемот» который попал на страницы книги «Танки. Уникальные и парадоксальные.». Честно говоря, сто бы посчитать этот танк, являющийся, попросту, нагромождением деталей от разных моделей советских танков, реальной машиной, нужно совсем не разбираться ни в истории ни в технике. Однако же, автор – некто В. О. Шпаковский его посчитал вполне реальным проектом, и поместил в книгу. И такой человек, со всеми своими «знаниями» по истории техники, пишет книги. Которые, хочу заметить, читают наши дети.

Но это ещё не всё. Это только начало. Другие авторы – Михаил и Вячеслав Козыревы издали книгу «Специальное оружие Второй Мировой Войны». В которую на полном серьёзе внесли ещё два «секретных» проекта – танки Т-42 и Т-135. Они, конечно, выглядят не много более реально, чем упомянутый ранее «Бегемот», но именно что не много. И здравый человек в них так же легко признает очередные интернет-фэйки. Но видимо Козыревы к таким не относятся. Хотя, как и упомянутый, Шпаковский, книги по истории техники пишут.

Вот такие бывают исторические книжки.

Уверен, что много чего интересного многобашенного мы с вами в рамках одного поста не рассмотрели, но постараемся наверстать в будущем

[источники]

источники

http://milday.ru/ussr/ussr-army/ussr-tank/88-tanki-smk-i-t-100.html

http://alternathistory.org.ua/tank-t-39-sssr

http://tankyvbou.blogspot.ru/2011/06/100.html

http://www.proza.ru/2011/08/20/995

http://topwar.ru/4813-mnogobashennye-tanki-rkka.html

http://alternathistory.org.ua/sverkhtyazhelyi-tank-t-42-i-t-135-alternativa-voshedshaya-v-istoriyu

 

Напомню вам, как мы обсуждали  Ракетные танки СССР, а так же еще одну интересную тему  Трофейные танки Красной Армии. На «тиграх» на Берлин !

Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия - http://infoglaz.ru/?p=15845
Tags: Оружие, Разоблачаем, Танки
Subscribe
promo masterok январь 2, 2018 12:00 47
Buy for 300 tokens
Вот так выглядит трафик в блоге за 2019 год по месяцам. Это более трех миллионов просмотров в месяц, среди которых не только залогиненные в ЖЖ , но и любые просмотры из поисковых систем. При этом за месяц приходит около 800 000 посетителей. А вот статистика по дням одного из месяцов 2019…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments
Класс..!)
ну вот :-)
ну назвать alternathistory.org посвященным альтернативному танкостроению это сильно)) А вообще хорошая статья получилась)
вы правы, не совсем разобрался, поправлю ..

Anonymous

March 19 2013, 16:18:47 UTC 6 years ago

Люблю многобашенные танки. Хотя боевого применения у них практически не было, они стали символом предвоенной мощи СССР.
А что касается последнего фото - это КВ-2, танк с самой мощной в мире установленной на танк 176-мм гаубицей. Это реальный серийный тяжелый танк прорыва.
152-мм, нет?
Да, 152 мм.
> На заседании Комитета обороны, состоявшемся в Политбюро ЦК ВКП(б) 9 декабря 1938 года, были рассмотрены проекты СМК и Т-100. По указанию И.В.Сталина для облегчения массы танков количество башен сократили до двух.

Это характерно, в свете того, что предпринимаются попытки свалить всю вину за многобашенные танки на Тухачевского. Оказывается корявый был очень даже не против монстров.
Тухачевский был техногиком тем еще. Но его идеи были, мягко говоря, не для того уровня технологии. Чтобы взлетела большая часть проектов его протеже, на дворе должен был стоять, как минимум, 1970 год.

А вот что тов. Сталин, с его довольно таки рациональным подходом (а не смотря на паранойю он был довольно рационален) поддержал эту идею - это новость.
Многобашенные танки доказали свою непригодность даже не из-за слабых бензиновых двигателей и малого моторесурса.
Никто не подумал, как командовать таким танком в бою. Как ставить задачу одновременно пяти (а даже и трем башням).
Но это, как говаривал замнаркома Тухачевский, было "увлечением"..... В итоге, встретили войну с тем, что заказали ...

Anonymous

October 30 2014, 22:04:10 UTC 5 years ago

А вам не приходило в голову, что точно так же можно сказать: а как командиру танковой роты командовать всеми танками, да еще без радиостанций, флажками? Командиру Т-35 не надо было командовать всеми башнями. Танк Т-35 позиционировался как танковая рота, Т-28 танковый взвод. Командир Т-35 был между прочим комроты. У каждой башни была своя задача и свой сектор обстрела. По уставу, командир 45мм башни обращался к командиру танка в главной башне, если видел цель, которая для его 45мм пушки была не по зубам. Основная задача для 45мм башен была уничтожение бронетехники и если башнер 45мм видел танк или противотанковую пушку, то в первую очередь должен их уничтожить НЕ СПРАШИВАЯ У КОМАНДИРА ТАНКА. Если видел пехоту или ДЗОТ, должен доложить командиру. Если ТПУ выведено из строя, то должен дать указание пулеметной башне и указать где надо косить пехоту. Тот кто утверждает, что огнем Т-35 трудно управлять - дилетант не знающий Т-35 и службы на нем. Управлять ротой Т-26 или БТ было в разы труднее.
Нам приходило в голову, что гораздо весомее тупых интернет троллей практика, которая показала неэффективность многобашенных конструкций в бою.
Вы забыли про бедного мехвода, которого должен, перед каждым выстрелом, тормозить каждый башнер. И про не менее бедного комтанка, который должен составлять тактику действий в расчете, что танк будет стопориться каждую минуту и что у мехвода в башке будет каша.
Проблема многобашенных танков была в том, что танки той эпохи не могли, как сейчас, стрелять на ходу. Это сейчас комтанк может сказать мехводу "езжай меж теми корками - а мы с наводчиком, если увидим кого - разберемся". Многобашенник со стабилизированной СУО вполне мог бы взлететь. Но тогда, для каждого прицельного выстрела (даже для очереди из пулемета не "в направлении" ) нужно было остановить машину. Т.е. или комтанка сходит с ума и его башня, где он башнер - не стреляет, но стреляет вся периферия (при чем - с некоторым запаздыванием, если это не та сторона, куда смотрит командир), или танк превращается в мобильный ДОТ, где комтанк просто поделил сектора обстрела между всеми башнями и каждый башнер сам принимает решение по своему сектору.
Т.е. дорого и глупо в первом варианте и просто неоправданно дорого - во втором.
В целом, тот кто писал голимо опубликовал.